nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

ТАТУИРОВКИ МОЕЙ БАБУШКИ

Женский клуб «ORIORD» при Донском союзе армянской молодежи провел показ фильма «Татуировки моей бабушки», автор картины — Сюзанна Хардалян.
Это было одно из важнейших событий для клуба. Актив долго к нему шел, долго готовился.
Тема, которая поднимается в фильме, очень щепетильная, глубокая, местами личная, местами глобальная. Но все сводится к одному — сегодняшние проблемы армян корнями упираются в многовековую историю. Татуировки бабушки — клеймо. Клеймо, напоминающее о страшнейшей трагедии человечества. О Геноциде армян.
«Она прожила грустную жизнь», «Мы были жестоки с ней». Фильм иллюстрирует, как сразу на нескольких поколениях отразились последствия Геноцида. Как на детях, внуках, правнуках отразились молчаливость, замкнутость, холод бабушки. «Если бы она говорила с нами…».
«ORIORD» выражает признательность всем неравнодушным, всем присутствующим.
Особая благодарность специальному гостю — Бабиянц Каринэ Артемовне, действительному члену Российского психологического общества. Специалист ответила на вопросы зрителей и разъяснила проблемы, поднятые в фильме, с психологической точки зрения.

Сатеник МИНАСЯН

 

 

ВАНСКАЯ КОШКА

Предметы материальной и нематериальной культуры армянского народа регулярно становятся объектами потребительского интереса со стороны Турции. Присваивая армянское национальное достояние, власти Турции не ограничились церквями и надгробиями, сокровищами и топонимами. Они замахнулись, и небезуспешно, на… животных. Возможно, самая древняя в мире порода ванских кошек, «вана кату», по праву являющаяся частью культурного достояния армянского народа, беспардонно присваивается турками.
Откуда появилось название «турецкий ван»? И почему начались попытки создать вместо традиционных армянских кошек с рыжими, почти красными отметинами на голове, верхних частях лап и хвосте полностью белых особей?
В городе Ван ради этой цели был даже открыт Институт исследований ванской кошки, при котором действует также питомник. На самом деле речь идет о создании совершенно новой породы путем скрещивания ванских кошек с известными на турецкой территории ангорскими.
ИТАК, ЗАЧЕМ?

Антон Евстратов, кандидат исторических наук и преподаватель Славянского университета, вместе со своей командой отправился в ванский питомник. И вот что он там увидел.
Давайте поговорим о кошках, адаптированных под турецкие реалии в ванском питомнике. С одной стороны, они унаследовали характерные для ванской породы признаки — добрый нрав и привязанность к хозяину, любовь к воде и умение плавать, но с другой, они значительно мельче собственно ванских и склонны к серьезным генетическим патологиям, в частности, глухоте. Даже такой известный признак ванской кошки, как разноцветные глаза, на самом деле, согласно официальным стандартам этой породы, не обязателен, хотя и очень часто встречается на современной территории Турции.

А ЧТО НАСЧЕТ НАСТОЯЩЕЙ ВАНСКОЙ КОШКИ?

Эти коты отличаются свободолюбивым нравом. Тело у ванского кота вытянутое, крепкое, мозг — развитый. У них походка как у тигра и широкая развитая грудная клетка, присущая пловцам. Спина сужается к хвосту, который напоминает лисий. Глаза могут быть либо голубые, либо медные, встречается также вариант, когда один глаз медный, другой — голубой. Есть ошибочное мнение, что глаза у настоящей ванской должны быть разных цветов, однако это совсем не обязательно. У представителей этой породы никогда не бывает желтых или зеленых глаз.

При этом у новой породы, выводимой турками, зеленые глаза таки встречаются. Делаем выводы.

Подлинно ванские кошки проживают в бассейне озера Ван и на близлежащих территориях с незапамятных времен. Известно, что они были одомашнены еще со времен государства Урарту, когда его жители, замечая умение диких кошек ловить мышей и крыс, приводили их в амбары и зернохранилища. В итоге животные становились домашними, превращаясь в неотъемлемую часть быта и культуры своих хозяев. О проникновении кошек в культуру свидетельствуют найденные археологами урартийские ювелирные украшения, на которых изображены коты, по телосложению и окраске идентичные ванским. Существует даже версия о наличии в Урарту культа кошки.

Кстати, ванские кошки совсем не боятся воды и умеют плавать. А еще они прекрасные охотники.

О ванских кошках ходит множество легенд, касающихся, в частности, их окраса. По одной из них, рыжее пятно на голове у животных появилось после того, как кошка, взятая Ноем с собой на Ковчег, поймала мышь, посланную дьяволом и стремившуюся прогрызть дыру в корпусе судна. В знак благодарности за спасение всего живого на Земле Бог возложил на кошку свою десницу, оставив указанную отметину.

По другой легенде, рыжие отметины на голове и хвосте ванских кошек появились из-за того, что они, плавая в озере Ван, оставляли открытыми солнцу лишь эти части тела, позволив опалить их.

Но давайте оставим легенды и разберемся с окрасом настоящих ванских кошек.

У ванских кошек густая водоотталкивающая шерсть, которая имеет особый окрас. Кошки полностью белые, но на голове и левом боку имеются рыжие пятна, а пышный хвост окрашен кольцеобразно. Это уникальное расположение пятен и «узоров» получило название «ванский окрас».

Отметим, что сейчас «ванские кошки» белого окраса с разноцветными глазами признаны национальным достоянием Турции, и их вывоз из страны запрещен. Вместе с тем «настоящие» рыже-белые ванские кошки разводятся в Армении, России и ряде стран Европы.

Официально в качестве породы на Западе ванская кошка была признана в 1969 году, после того, как стараниями журналистки Лоры Лашингтон несколько особей были привезены из Турции в Великобританию. Все они были рыже-белыми, с рыжими отметинами на головах и хвостах, отличаясь, таким образом, от тех животных, которые сегодня называются ванскими кошками в Турции.

Ванские кошки воспеты многими выдающимися армянскими поэтами, писателями и деятелями искусств. О них писали Раффи и Папазян, Бакунц и Севак. Захаживали они и на пространства западной культуры — именно ванскую кошку можно увидеть на полотне Маргерит Жерар «Дама с кошкой», а маркиза Дейзи Макадамс посвятила этим прекрасным животным целую книгу.
Как видим, изменения породы, которые проводятся турецким Институтом «исследования», имеют своей целью очередную пропагандистскую авантюру.

К большому сожалению, эти селекционные работы могут полностью изменить породу и даже довести ее до грани вымирания.

Армине ВЕРМИШЯН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *