nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Происходящее на Ближнем Востоке не может не волновать и армянское общество. Во-первых, потому что судьба армянского народа тесно связана с Ближним Востоком и этот регион имеет огромную армянскую диаспору, старейшую в регионе. Во-вторых, сама судьба Западной Армении снова подвергается иноземному геодемографическому удару. На этот раз со стороны курдов. Это понятно, что она давно подверглась такому удару и курды являются основным населением Западной Армении. Но тему необходимо раскрыть именно сейчас. Ибо ряд армянской общественности ликует над победами курдов, комментируя, что с курдами, дескать, легче будет договориться, чем с турками. На мой взгляд, такие разговоры происходят от гуманитарной безграмотности. Кое-кто позабыл главных исполнителей геноцида армянского народа. И кое-кто лукавит, когда говорит об эфемерном Курдистане, не глядя на курдские карты. А ведь пока эти «кое-кто» признаются курдам в любви, территория Западной Армении постепенно окрашивается в Курдистан. А Курдистан, как принято, это любая часть суши, где проживает хоть одна курдская семья.
Итак, о курдах! Сразу оговорюсь, не испытываю никаких отрицательных эмоций против курдов. Кроме того, считаю Ближний Восток без курдов — все равно, что тело без крови. Но факты нужно знать. И вкратце я расскажу об этих фактах.
Каждый народ, каждое живое существо от растения до человека имеет свой ареал. Но ареал — это лишь среда обитания, и не имеет ничего общего со средой возникновения, автохтонной территорией. И у курдов имеется своя автохтонная территория – это северные отроги горной системы Загрос в Иране, часть которой охватывает и северо-восток Ирака. Иначе говоря, это территории юга Урмии и севера Луристана. Курды – ираноязычный народ. По большей части они всегда были распространены отЗападного Ирана до Ирака. Внесли большой вклад в историю Ближнего Востока. Много представителей курд-ского происхождения почитаемы на Востоке. Особенно на Ближнем Востоке. Например, Салах ад-Дин, изменивший ход истории региона во времена Крестовых походов. Тем не менее, курды никогда не имели государственности. Вся их попытка обретения государственности проваливалась, как правило, по вине самих же курдов, которые никогда не знали языка дипломатии. И не только с инородцами, но и в собственной среде. Их разнят языки, не всегда похожие друг на друга, например, курди, курманджи и сорани, социальный строй, политические взгляды. К тому же надо заметить, что из всех исламских народов Ближнего Востока курды менее религиозны. Если они и вершат революции, то не во славу уммы, не во славу ислама, а скорее во славу нации. Но беда в том, что курды, как я говорил, и в собственной нации раздроблены. Пример тому современный Ирак, в котором уже имеется не только курдская автономия на севере страны, возглавляемая Масудом Барзани, но и сам Ирак, президент которой Мухаммед Хаврами также является этническим курдом. Но между главами Ирака и Иракского Курдистана разница в кланах. И они не идут к примирению. Если пешмерга при режиме Саддама Хусейна боролись с иракской армией, то теперь им ничего не стоит сопротивляться армии Талабани или Хаврами, т. е. курды против курдов. Барзани считает себя лидером всех курдов, в частности иракских, а прежнего президента Талабани и нынешнего – ставленниками Запада.Кстати, о Барзани. Этот род действительно стоял у истоков курдского движения в Ираке еще с начала XX века. Отец президента Иракского Курдистана Молла Мустафа Барзани после окончания Второй мировой войны перебрался в СССР и долгое время носил в паспорте имя Мустафа Мамедов. В графе национальность значилось — азербайджанец. Но в 1958 году он снова покинул СССР, вернулся в Ирак. Барзани своего главного конкурента по «курдской проблеме Ирака» Талабани называл «джаш», что в переводе «осел». Объединяло Барзани и Талабани только одно — нелюбовь к Саддаму Хуссейну. Но даже после того, как не стало Саддама, а Ирак целиком взят под контроль курдов, эти два рода до сих пор непримиримы. Я бы даже сказал, что нет на карте мира больше Ирака. От него осталось только название. Современный Ирак, после гибели Саддама Хуссейна, превратился в Курдистан. Но курдам нужно больше и больше, так сказать, чужого. Например, Западная Армения.
Курды Турции, в отличие от своих иракских собратьев, говорят на курманджи и еще больше атеизированы. Чего стоит Курдская рабочая партия и пребывающий нынче в тюрьме их лидер, марксист Абдулла Оджалан. И в Турции курды борются за независимый Курдистан. Пусть борются. Это их право. Но почему в Турции? И, конкретно, почему на территории исторической Армении? Когда и в каком веке на Армянском нагорье отмечалась такая единица, как Курдистан? Причем сами армяне, бывает, поддерживают курдов в их борьбе с Анкарой. Неужели головы этих армян затуманены так, что известное выражение «Враг моего врага – мой друг» берет верх над разумом? Или кто-то наивно полагает, что добившись независимости, 15-миллионное курдское население востока Турции поделится трофеем с армянами?Между тем не лишним было бы еще раз напомнить, что Армян-ское нагорье – это не Загрос, точно так же, как и Армянское нагорье – это не Кавказ. Как для Кавказа Армянское нагорье Закавказье, так и для Загроса Армянское нагорье Зазагросье. А курды на территории Западной Армении появились относительно недавно – путем искусственного заселения их османами. В 1514 г. между сефевидской и османской армиями в Чалдыране (к северо-востоку от озера Ван) в ходе Османо-Сефевидских войн за контроль над Армянским нагорьем, Закавказьем и Месопотамией началась Чалдыранская битва, которая окончилась победой армии Османской империи. С этого периода курд-ские племена и были заселены в Западной Армении на территории Васпуракана. Постепенно курды вытеснили оттуда армян. Это случалось и в XII веке, когда, избегая тюрок-сельджуков, курды продвигались в Южную Армению со стороны Месопотамии. Но не так массово, как после Чалдыранской битвы. Именно 1514 год можно считать точкой отсчета курдской экспансии на территории Западной Армении. Долгое время курды являлись для османских правителей форпостом на востоке страны. Курды весьма устраивали османов своей воинственностью, общей религией, кровожадностью и служили стеной от врагов с Востока, коими, как правило, являлись персидские имперские армии. Именно с XVI века, уже пребывая на территории Западной Армении, и появилась у курдов литература на языке курманджи у таких писателей, как М. Джызири, Ф. Тайран,
А. Теремахи, А Хади и т. д. Правда, курды говорят о некоем «Сулейманском пергаменте VII в.», но он на самом деле в природе не существует. Зато есть ранняя фиксация курдской речи на курманджи «Святый Боже», записанный армян-скими буквами и нынче хранящийся в Матенадаране.Итак, нет и не было никакого Курдистана на Армянском нагорье. Этот народ живет на территории этой горной гряды с помощью османов, чтобы:
а) Служить форпостом между османской Портой и персидскими войсками;
б) Постепенно вытеснить хозяев края – армян. Чего и добились. Об этом много писал и Николай Адонц в своих научных публикациях, и британский консул Д. Тейлор в книге «Очерки Верхней Армении. Путешествие по Курдистану». Его перевел П. Астафьев и опубликовал в «Известиях Императорского российского географического общества», издание в Тифлисе, в 1873 году, в томе 2, стр. 36 — 82.
Кстати говоря, географическое понятие Курдистан придумали не столько курды, сколько сами османские правители для курдов, тем самым вытесняя из топонимики понятие Ermenistan. Решение османского правительства о переименовании Армении в Курдистан было позже поддержано Великобританией и Россией. Получается, что разрастание эфемерного Курдистана началось даже не с автохтонных территорий курдов – Загроса, например, на север, а, наоборот, с севера (Армянского нагорья) на юг до современных Ирана и Ирака. Надо также заметить, что курды оказались разменной монетой и в Восточной Армении. К примеру, дабы ослабить армянских меликов Нагорного Карабаха путем отделения их от основных армянских территорий, персидские шахи из династии Сефевидов переселяли курдские племена в район, расположенный между Нагорным Карабахом и Зангезуром. Об этом пишет и академик Виктор Шнирельман в книге «Войны памяти». А в 1923 г. указом Президиума Центрального исполнительного комитета (ЦИК) Азербайджанской ССР был образован Курдистан-ский уезд, т. н. Красный Курдистан в том же Лачинском коридоре, чтобы образовать курдскую стену между Армянской ССР и армянонаселенным Нагорно-Карабах-ским автономным округом. Правда, идея эта просуществовала шесть лет, и в 1929 году Красного Курдистана не стало. Зато и сегодня имеются настроения среди курдов постсоветского пространства о возрождении этого, как они называют, «Кавказского Курдистана». Имеются даже свои лидеры и бумагомаратели в лице некоего Вакила Мустафаева, издавшего книгу «История Кавказского Курдистана» с претензией чуть ли не на все страны Закавказья. Повторюсь, курды заслужили свою независимость. Внесли для этого свою лепту в мировую цивилизацию. Да и численность этого народа позволяет иметь свою страну, герб, флаг, гимн, армию и пр. Но не на земле исторической Армении, народ которой рано или поздно вернется в родной дом. А вот Ирак может быть вполне подходящим для «Курдистана» местом. Тем более ассирийцы и халдеи уже давно от него открестились.
Вадим АРУТЮНОВ
автор и ведущий рубрики «Антитопор»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *