nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В начале 18-го века персидское государство стало ослабевать. В регионах Закавказья, в частности в Восточной Армении, сложилась крайне тяжелая экономическая ситуация, о чем свидетельствуют многочисленные исторические источники.

Касаясь экономической и политической ситуации в Иране, профессор А. Абрамян, основываясь на архивных документах и монографии М. Иванова (очерк истории Ирана), пишет: «С конца 17-го века Сефидский Иран переживает период экономического и политического упадка; заметно сократилась внутренняя и внешняя торговля, экономическая роль городов пошла на спад, сократился денежный оборот. Главной причиной упадка явилась крайняя экономическая эксплуатация рабочей силы в сельских и городских местностях со стороны феодалов, что не только не привело к росту производительной силы, но и привело к разложению сельского хозяйства и искусства».
Данная ситуация вынудила ханства, находящиеся в периферии, искать пути освобождения от тяжелых налогов и стремиться к самостоятельному существованию. Арцах — Карабах, входивший в прошлом, в числе многих в Кавказском регионе, в состав исторической Армении, стал также стремиться к самоуправлению, создавая постепенно вооруженные отряды.
В конце века экономическое положение в Иране усугубляется, основной причиной чего являлись вспыхнувшие внутренние вооруженные столкновения. В создавшейся ситуации растет интерес усилившейся Русской империи к Кавказскому региону. Для изучения ситуации в регионе, дорог, психологии и настроении народа, в 1715 году по поручению Петра I в Закавказье направляется русский посол Волынский, который должен был с собой тщательностью собирать информацию о положении армян в регионе, занимаемом ими месте, их отношении к России и, самое главное, об основных дорогах, ведущих к Ирану.
Предпринимаемые меры воодушевляют, и армяне Карабаха также начинают создавать новые вооруженные отряды для защиты от нападения кавказских горцев, поскольку набеги с целью грабежа со стороны Северного Кавказа носили частый характер. Более привилегированными чувствовали себя черкесы и лезгины. Начатые в 1715 году исследования продолжались, собранные сведения отправлялись, однако военной помощи от России все не поступало, несмотря на то, что активизировалась также Османская империя, что представляло собой большую опасность. В сложившихся условиях необходимо было прилагать усилия, направленные на поднятие духа народа и поиски средств обороны. Начинается процесс организации вооруженных отрядов, одним из которых был размещенный в Шуши отряд под командованием Авана юзбаши (сотник Аван). Последний сотрудничал с Есаи Гасян Джалаляном и придавал важность помощи Царской Армии, так как армяне-христиане были окружены мусульманами, к тому же полностью настроенными враждебно. В 1720-х годах армяне успели уже построить в Шуши маленькую крепость площадью 700 кв. м, с четырьмя башнями, которая была названа именем сотника Авана. Карабахцы сильно воодушевляются, когда в 1723 году, преодолев большие трудности (дороги были перекрыты горцами), в регионе появляется карабахский известный купец Иван Карапет, который приносит записку Петра I с обещанием о военной помощи.
Записка, которая называлась «Манифест-пособие», была не совсем определенной. В ней не говорилось о конкретном времени, количества войск и боеприпасов. Четко просматривалось лишь обещание помощи армянским купцам с тем, чтобы они были заинтересованы в разворачивании интенсивной торговли в России. 3-го июня 1723 года указанная записка была рассмотрена в департаменте иностранных дел с участием тайного советника Д. Толстого. В итоге было принято решение: «Утвердить манифест большой печатью и отправить его армянскому народу через Ивана Карапета». Это решение было принято в ответ на поступившее в марте месяце 1723 года прошение от католикоса Нерсеса из монастыря Ериц Манканц, ряда меликов и сотников, в котором было сказано: «Наверху – Бог, внизу – ты, кроме тебя нет у нас никого, кто бы спас от этих мучений, потому стань как пророк Моисей и освободи нас от рук фараона…».
На основании лишь обещаний начинается некий уникальный референдум с целью определения мнения народа о подчинении региона царской России без военных действий, да и только после того, как последняя укрепится на западном берегу Каспийского моря. Данный процесс длился годы.
Несмотря на то, что программа присоединения Закавказья к России была разработана при Петре I, она была осуществлена лишь при Александре I 14 мая 1805 года недалеко от Гандзака (Елизаветполь), в размещенном на берегу реки Курак лагере Царской Армении(командующий Цицианов), было заключено соглашение, по которому ханство также было включено в состав России.
В том же году в Шуши был размещен пограничный полк номер 6 под командованием майора Лисаневича. В городе он занимал участок между кварталами Мегрецоц (мегринцев) и Гянджецоц (аналогический квартал до сих пор имеется в Ереване-Силаче). Место дислокации полка называется Казарменным кварталом. Недалеко от ереванских ворот крепости имелась одна застава, место дислокации и сегодня называется «Застава», несмотря на то, что здание полностью снесено с лица земли.
Спустя год, весной 1806 года, в местности Гара гайа (Черная скала) в 4 километрах от Шуши (местоположение бывшего асфальтного завода) Лисаневич с вооруженным отрядом казаков ночью окружает и убивает Ибрагима хана, с ним еще 17 человек, в том числе и жену–Туба ханум. Основной причиной этого было желание хана вновь установить связь с Персией, о чем уже был информирован русский командующий.
Полк имел специализированные подразделения в Вараракне (ныне-Степанакерт), на правом берегу реки Каркар (местность и ныне называется «Сунджинка»), где дислоцировалось подразделение наездников, командиром которого был подполковник Гладилин. Полк также имел роту особого назначения, состоящую из егерей (охотников-профессионалов), в обязанности которых входила борьба с разбойничьими бандами в горных и лесных районах (такими были в основном Кельбаджарский, Лачинский и Кубатлинский районы даже в 1920-30-е годы). Ротой командовал подполковник Владимир Михайлов.
В 1820-е годы погранполком командовал Федор Семенов, прах которого предан земле в центральной части русского кладбища г. Шуши. Считаю важным представить надписи на надгробной плите размером 2 кубометра.
Очевидно, что надписи свидетельствуют о важных исторических фактах. Под его командованием полк участвовал в русско-персидской войне в 1826-28 годах. Первое сражение произошло около Ереванских ворот Шушинской крепости. Со стороны русских боем командовал начальник крепости Гянджум ага Хандамиряец (1775-1853). Похоронен на старом армянском кладбище на юго-западной стороне Ереванских ворот (см.Арутюнян Г.М., Шуши: нововыявленные исторические надписи, 2008 г.).
На русском кладбище покоятся останки командира 5-й линейной роты подполковника Федора Погорелова. В служебные обязанности роты входило обеспечение безопасного продвижения по дороге Шуши-Елизаветполь-Тбилиси.
Состав полка не был однородным. Через очень короткое время ряды офицеров, поручиков, подпоручиков и хорунжий (старшин) стали пополняться также за счет карабахцев, ярким подтверждением тому являются надписи на надгробных плитах в селах Бердадзор, Каринтак, Кусапат, с. Шуши (ныне Шош).
Послужные списки свидетельствуют, что армяно-русские отношения достигли такого уровня, что стали устанавливаться родственные отношения посредством смешанных браков. Прабабушкой для Авшарянцев (ов) стала дочь чиновника Ковалева, Варвара (жена Григора бек Авшаряна, а Шахвоски Тавризова (Тавризян) являлась прабабушкой проживающего в Москве ученого Арнольда Клещова. С целью выявления корней А. Клещов со своим братом в 2006 году побывали в г. Шуши, сфотографировали надгробную плиту и взяли с собой землю с могилы.
Следует отметить, что прах отца Варвары, секретаря Якова Ефимовича Ковалева, умершего 5-го июня 1873-го года, предан земле рядом с усопшими Авшарянов на территории старого армянского кладбища.
Так как моей целью было не только представление конкретных эпиграфических надписей о царском войске – воинском контингенте в Закавказье, но и одновременное предоставление определенных сведений о гражданских лицах и государственных структурах, приведу несколько фактов.
Надписи на надгробных плитах совместного армяно-русского кладбища города Шуши практически равнозначные архивным документам, свидетельствуют, как паспорт, о том, что в начале 19-го века стала формироваться русская община, члены которой работали в местных судебно-правовой, финансовой, образовательной, здравоохранительной, фармацевтической, почтовой, банковской и других системах.
К сожалению, надгробные плиты многих умерших своей смертью или погибших по тем или иным причинам чиновников были осквернены, а кресты – побиты.
Русские имели в Шуши свои образовательные и культурные очаги, двухэтажное здание школы и церковь. В системе образования и в других сферах они продолжали работать даже после возвращения русского полка из Арцаха в Россию (1917 г.), вплоть до 1988 года. В начале прошлого века они совмещали работу в русской школе с работой в армянских школах. Инспектором Шушинского реального училища являлся Николай Петров, инспектором городской школы Раздорский, а испектором Мариамской школы «Прогимназии» была Мария Михайлова. Указанные лица занимали свои должности в образовательной системе также во время правления губернатора Султанова, назначенного со стороны британского генерала Шаттельворта, и постоянно отказывались отвечать на его официальные записки.
Русская церковь в Шуши была сооружена в 1830 году на расстоянии около 300 м. от Елизаветпольских ворот крепости, напротив постоялого двора братьев Тарханян. Она была названа именем Святого Георгия, имела длину 28,9 м. и ширину 5,9 м. Одна из аркообразных дверей церкви находилась на западной стене, а другая – на южной. На западной стене, на втором этаже, располагалась колокольня. Южная и северная стены имели по 4 окна. На восточной стороне церкви, на месте нынешнего здания администрации района, а в советские годы – здания шушинского райкома компартии Азербайджана, находилось небольшое кладбище, где были захоронены именитые русские. По специальному указанию властей Азербайджана как церковь, так и указанное кладбище были разрушены в 1960-х годах. В 1964 году в газете «Строитель» некий архитектор Саидов из Баку писал: «Умершие не дают покоя жившим. Короче говоря, «мертвые съели живых». Здесь покоятся соратники нашего врача Паскевича. Необходимо созвать в Шуши выездное совещание специалистов санэпидстанции республики и вынести конкретное решение о полном его уничтожении».
Состоялось совещание или нет, неизвестно, но факт в том, что уже нет ни церкви из обработанного белого камня, ни кладбища, расположенного в ее восточной стороне.
Как видим, азербайджанским властям тоже, как Саидову, не давали покоя ни церковь, ни могилы именитых русских людей, находившиеся в ее дворе (кстати, уничтожалось не только русское, но и все христианское). А с трибуны упомянутого здания десятилетиями проповедовали идеи марксизма–ленинизма и дружбы народов.
Во время исследовательских работ на правой стороне автодороги Степанакерт–Ереван в окруженном кустами и деревьями овраге наряду с многочисленными армянскими надгробиями была обнаружена одна из частей (размер 1 куб. м.) пирамидального памятника, состоявшего из 6 частей. Представляю надпись на ней:
ЕЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО
СОФЪЕ ФЕОДОРОВНЕ К РАБЕ
СКОНЧАВШЕЙСЯ 30 ЯНВАРЯ
1835 ГОДА НА 43 ГОДУ
ОТ РОЖДЕНИЯ
Имеем полное основание говорить, что русские имели намерение обосноваться не только в г. Шуши, но и в Арцах-Карабахе в целом. Об этом свидетельствуют населенные пункты Лисогорск недалеко от Шуши, Куропаткино, Каворкаван с красивой церковью, г. Карягино, Фиолетовка, Ходжалинск и другие вдоль левого берега реки Аракс.
В конце концов, не имели бы мы и кладбищ, которые действовали десятилетиями, а шушинское – до 1985 года, которое в полуразрушенном виде дает знать, что русские проживали в Арцах-Карабахе целых два столетия.
Последние жители русской общины – Троянов Владимир Васильевич, Алексеева Тамара Павловна (долгие годы работала директором детского санатория г. Шуши), Арминов Петр (заведующий общим отделом райкома компартии) и многие другие покинули г. Шуши во время Арцахского движения в 1989 году.
Лично я удивлен, почему русские покинули Арцах, когда за их спиной в трудную минуту стояла бы Москва без сомнения.
2015, г. Шуши
Г. АРУТЮНЯН

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *