nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Биография любого человека начинается с биографии его родителей. Я не исключение. Моя мама, Сусанна Тиграновна Бабаян, родилась 16 апреля 1906 года в селе Культапа Нахичеванского уезда Ереванской губернии от законного брака Гаянэ Григорьевны Бабаян (девичья фамилия Саакян). Так гласит заверенное церковной печатью удостоверение, выданное настоятелем Армянского молитвенного дома г. Кропоткина. Бабушка с пятью детьми (двое погибли в Армении) вынуждена была покинуть Армению в 1920 году в связи с турецким геноцидом армян и переехать в Россию в г. Кропоткин. Глава семьи, мой дед Тигран Бабаян, возвращается в Армению, чтобы помочь выехать остававшимся там родственникам, но умирает. В 1926 году семья переезжает в г. Ростов-на-Дону. В 1934 году мама выходит замуж за моего отца, Коробова Федора Петровича, уроженца г. Камышина, что в Волгоградской области. Вот так во мне соединилась армянская и русская кровь.
Во время учебы в Ростовском художественном училище, в здании которого находился и Музей изобразительных искусств, я впервые увидел работы
М.С. Сарьяна из экспозиции музея. Работ было немного, но по непонятной причине они меня притягивали. Не очень понимал, чем они мне так близки, и что в этих работах завораживает. Я помню лишь одно: после каждой встречи с творчеством
М.С. Сарьяна во мне просыпался желание идти в аудиторию и писать, писать, писать… Я испытывал радость работы на холсте.
Позже, во время учебы в Ленинградском институте им. Репина Академии художеств, мне посчастливилось встретиться с замечательным человеком и художником Минасом Аветисяном. Прошло более полувека, но я по сей день благодарен Минасу за рекомендацию, данную мне при распределении после второго курса в персональную мастерскую Б.В. Иогансона, в которой он учился. По традиции, дипломники сами присматривали студентов, которые, по их мнению, подходят для дальнейшей работы в мастерской того или иного руководителя. Мастерская Б.В. Иогансона была в то время одной из лучших. В 1960 году в Ленинградском университете на факультете восточных культур Минас сделал свою первую персональную выставку. Увиденное там заставило меня задуматься, как и куда идти, что такое творчество, где лежит настоящая, глубокая, а где — внешняя форма, безукоризненно списанная с натуры.
Очень хотелось увидеть Армению. И в 1979 году с группой ростовских художников я побывал на древней, суровой и таинственной земле моих предков. Конец октября: днем тепло, вечером прохладно. По состоянию и колориту – серебро. Всюду – как драгоценности. В горах прохладно и кое-где идет мокрый снег. Пишу акварельный этюд, и на бумаге остаются следы от мокрого снега. Таинственна и прекрасна древняя земля. Все значительно и основательно. Крыши небольших храмов покрыты камнем. Сколько героизма и мужества хранит эта земля! Не знаю, правдивы ли мои впечатления или нет. Во время короткого пребывания в Армении мы побывали в доме-музее и мастерской М.С. Сарьяна. Каково же было мое удивление, когда в мастерской я увидел оттиск своей афиши к выставке М.С. Сарьяна, которая была в Ростове-на-Дону. Афиша была большая, цветная и прикреплена к внутренней стене входной двери, ведущей в мастерскую. Какой-то крупицей я почувствовал себя частью этой древней и прекрасной нации.
Виталий КОРОБОВ

Заслуженный художник РФ Виталий Федорович Коробов является почетным членом Российской академии художеств, награжден серебряными медалями РАХ «Шувалов», «Достойному», а также золотой медалью РАХ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *