nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Там, где еще 150 лет назад росли только гигантские деревья, сегодня высятся огромные небоскребы, сверкающие силуэты Сингапура. Микрогосударство площадью 719,1 км², словно сверкающий бриллиант, играет своими гранями на самой южной оконечности Малаккского архипелага между Малайзией и Индонезией. Примечательно, что вкупе с китайцами и англичанами ювелирную огранку некогда рыбацкого поселка проводили и армяне.

КАК ЭТО БЫЛО?

Название Сингапур пришло из санскрита: синга (лев) и pura (город). На первый взгляд Сингапур кажется всего лишь незначительным кусочком земли, если взглянуть на карту мира. И все же именно этот город-государство стал страной, которую принято считать образцом южноазиатского экономического чуда.
На историю Сингапура, насчитывающую всего два столетия, решающее влияние оказали сэр Стэмфорд Раффллз, который основал город в 1819 году, и Ли Куан Ю, который, будучи премьер-министром страны после обретения независимости в шестидесятых годах ХХ века, привел город к богатству и благосостоянию.
После того как Раффлз в 1819 году основал на острове филиал Ост-Индской компании, сюда потянулись тысячи китайцев, что способствовало быстрому росту внутренней торговли. А за ними потянулись и армяне, способствовавшие росту внешней торговли. Одними из оных были Карапет Панус, Макртич Мосес, братья Сет и братья Закарян. Все они были торговцами или коммерсантами из Мьянмы и Индии, а в Сингапур их привела надежда закрепиться в новом беспошлинном порту. К 1824 году армян в Сингапуре насчитывалось уже 16 человек. Возникла необходимость строить собственный храм и пригласить из Индии священника. Ведь на территории Сингапура не только не было священников, но и вовсе отсутствовали какие-либо христианские храмы. Первым таким храмом оказался Сурб Григор Лусаворич, построенный в 1835 году. Вскоре, вместе с ростом численности армян, в Сингапуре стала разрастаться и международная торговля, открывалось все больше коммерческих организаций, специализирующихся на импорте текстиля и экспорте региональных продуктов. Самыми крупными фирмами того времени были Andreas & Company, Edgar & Company, Demetrius & Company, Arathoon Brothers, и Chater & Company. Армянская судоходная линия братьев Апкар, базировавшаяся в Калькутте, поддерживалась армянами, а также была основным перевозчиком легального в то время опиума в Сингапур с 1860 по 1880 годы.
Дела шли – лучше некуда. В том числе и благодаря армянским предпринимателям в Сингапуре наладилась внешняя торговля, которая успешно конкурировала с внутренней торговлей китайцев. Однако для экономического обзора не хватало самого малого и, в то же время, самого важного – экономической прессы. Если китайцев такая газета мало интересовала, то армяне, большая часть из которых были подданными Британии, нуждались в экономических новостях внутри Сингапура и за его пределами. За дело решил взяться один из армянских предпринимателей той эпохи Мартирос Апкар – король сингапурского опиума и судоходной компании. В 1842 году Мартирос набрал штат пишущих на армянском языке журналистов, выделил помещение под редакцию, выпустил два номера газеты, но вскоре «прогорел» в бизнесе. Газету пришлось «прикрыть». Через три года, в 1845 году, за дело взялся другой армянский предприниматель – Хачик Мовсес. Он не только реанимировал сингапурскую прессу, но и выпустил в свет первый номер газеты с экономическими новостями и уже на английском языке – «The Straits Times». Тогда это был восьмистраничный еженедельник, который печатался на ручном станке.
В середине XIX века армянская община Сингапура и их бизнес начали стремительно разрастаться. Сюда же прибыли и те самые братья Саркис, с которыми мы познакомились, находясь на Пенанге, и которые решили здесь же в Сингапуре воздвигнуть свой очередной отель – почти точную архитектурную копию E@O Hotel. Свое сингапурское творение братья Саркис открыли в 1899 году. Это был 10-комнатный колониальный бунгало на пересечении улиц Beach Road и Bras Basah Road. Он находился прямо на берегу Сингапурского пролива. Изначально братья Саркис собрались было назвать новый отель так же, как и на Пенанге – E@O Hotel, дабы сохранить бренд.
Однако все же решили отойти от шаблона и назвать гостиницу The Raffles Hotel – в честь все того же основателя Сингапура сэра Стэмфорда Раффллза. С годами отель стал расширяться и к основному зданию добавились веранда, танцевальный зал, бар, бильярдная и ещё ряд зданий и номеров для постояльцев.
Говорить о том, что все армяне Сингапура были исключительно бизнесменами, не верно. К началу ХХ века в Сингапуре стали появляться и армяне-ремесленники, у которых были собственные фотостудии, ювелирные мастерские, рестораны, мелкие лавки. А одна из представительниц армянской национальности Агнес Джоакин (Ашхен Овакимян) занималась научной деятельностью и достигла в своей сфере больших высот – ей удалось путем селекции вывести новый цветок орхидеи, которая нынче известна как орхидея «Мисс Ванда Джоакин».

Армянская община Сингапура процветала и, казалось, ничто не предвещало беды. Но все это было затишьем перед бурей. В конце 30-х гг. прошлого столетия началась Великая депрессия, которая затронула в том числе и армянский бизнес. А в 1942 году Сингапур был аннексирован японцами. В это время армян постигла разная судьба: некоторые женщины и дети бежали в Австралию, в то время как мужчины добровольно записывались на фронт. Смерть поразила как солдат, так и гражданских лиц. Армян к этому времени было не так уж много, а из-за войны их численность сократилась втрое.

БРИЛЛИАНТ ВОСТОКА

Утренним рейсом из Пенанга я прилетел в один из терминалов сингапурского аэропорта Чанги, где меня уже встречал наш соотечественник, известный в Сингапуре дирижер и художественный руководитель Музыкальной академии Мэдиссон Геворг Саргсян. По пути в город, а точнее, к армянским следам, Геворг рассказал о себе, о семье, о том, как оказался впервые в Сингапуре 9 лет назад.
– Сам я родом из Армении. Так получилось, что сначала я приехал сюда на гастроли с оркестром. До Сингапура я работал в Европе. Но разве сравнить Европу с Сингапуром? Я буквально влюбился в эту страну, как только оказался здесь. К тому же мне предложили работу, от которой я не мог отказаться. Словно Фортуна не просто улыбнулась, но и захохотала. Так и перебрался с женой Ани, которая работает в моей же Академии преподавателем по классу скрипки. Здесь в Сингапуре родился наш малыш. Останемся ли мы здесь? Трудно сказать. Во всяком случае, пока есть работа, пока мы молоды и полны сил, почему бы не жить здесь? Тем более у Сингапура есть чему поучиться, и армяне в этой стране далеко не посторонние люди.
Так и есть. И в этом можно убедиться, совершив экскурсию по Сингапуру. Первую остановку я сделал на Sarkies rd., названную в честь все тех же братьев Саркис и расположенную у станции метро Newton. Пожалуй, самый тихий район Сингапура и, в то же время, в центре города. Говорят, что на Sarkies rd. дорогое жилье. Охотно верю, т.к. здесь действительно очень удобная транспортная развязка и тихий район. Хотя мне больше пришлась по вкусу Galstan rd., названная в честь сингапурского предпринимателя середины XIX века Грегора Галстяна – владельца армянской школы и газеты «Усумнасер» на армянском языке. Galstan rd. расположена в живописном уголке Сингапура, близ Джохорского пролива. Это обстоятельство и подвергло массивным авиаударам Galstan rd. японскими оккупационными силами в 1942 году, т.к. первое наступление японцев на Сингапур было совершенно с севера.
Но не будем о грустном! Тем более бережное отношение сингапурцев к своему прошлому никак не повлияло на историческое наследие этого микрогосударства. И в этом можно убедиться, если отправиться в сердце Сингапура – старейшую в этой стране улицу Armenian street. Точная дата основания улицы не известна. Однако нет сомнения, что Armenian street – ровесница Сингапура, учитывая ее расположение в старом районе города и в его центре. Как и несколько столетий назад, здесь оживленно. На Армянской улице находятся различные банки, компании, офисы иностранных торговых фирм, учебные заведения… С той лишь разницей, что эти учреждения уже давно не принадлежат армянам, а населяют улицу не армяне. Вернее сказать, на Армянской улице проживает «последняя из Могикан», единственная армянка и прямой потомок «сингапурахаев» – Лорета Саркис. Эта пожилая женщина является прапраправнучкой одного из братьев Саркис – Тиграна Саркиса. Нынче живет затворницей и на ней славный род Саркисов прерывается, так как мисс Лорета Саркис никогда не была замужем и не имеет наследников.
Буквально в нескольких метрах от квартиры Лореты Саркис, в самом конце Armenian street, расположена одна из красивейших церквей Сингапура и первый христианский храм этой страны – Армянская апостольская церковь Святого Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич). Это белоснежное творение было построено в 1835 году в британском колониальном стиле Джорджем Коулманом и специально адаптировано для тропического климата Сингапура. Нынче службы в ней не проходят из-за отсутствия армянского священника, зато храм поддерживается и функционирует благодаря армянской общине. Двери церкви открыты с 08.00 до 20.00. Здесь всегда много туристов и армян-гостей Сингапура со всего света. К тому же на самой территории храма есть на что посмотреть: двор украшен великолепными скульптурами армянских святых и персонажей евангельских сцен. Также размещены старинные надгробия почивших сингапурских армян, внесших вклад в становление этого государства – надгробия умерших в XIX и нач. XX вв. Среди них и надгробие той самой Ашхен Овакимян, более известной в Сингапуре как Агнес Джоаким – матери сингапурской орхидеи и национального цветка этой страны. Именем Агнес Джоаким названы скверы и площади, парки и улицы Сингапура. А в ботаническом саду орхидей острова Сентоза есть отдельный участок, украшенный живыми творениями мисс Джоаким и памятная доска, посвященная ей.
Конечно же, Сингапур – это не только прошлое, но и современное настоящее. Государство за несколько десятилетий настолько продвинулось вперед, что у каждого из нас Сингапур ассоциируется с Марина Бей, трассой Формулы 1, Даун тауном, с его величественными небоскребами. Но и тут без армян не обошлось. У набережной Сингапурского пролива возвышается 245-метровый кондоминиум The Sail @ Marina Bay, возведенный в 2008 году американским архитектором армянского происхождения Ричардом Тенгеряном. Кстати, в 2015 году, в 20 км от The Sail @ Marina Bay, в сарае одного из жителей индонезийского острова Батам было найдено самодельное заряженное устройство в виде артиллерийского оружия, ствол которого был направлен на The Sail @ Marina Bay. Расследование показало, что «артиллеристом» оказался один из членов радикальной исламской организации. С тех пор граждан Индонезии тщательно досматривают при пересечении границы двух стран. Напомню, что Индонезия самая крупная и самая восточная в мире мусульманская страна, где все больше оседают из Ближнего Востока радикальные исламские фундаменталисты, в т.ч. Аль-Кайда. На сегодняшний день, несмотря на то, что по самым скромным подсчетам в Сингапуре почти 70 армян (или считающих себя таковыми), традиции не прерываются. В этой стране строится великолепный Армянский центр, который будет располагаться на территории армянского храма в бывшем двухэтажном особняке священника, покинувшего город почти 100 лет назад. Силами общины объект будет сдан в эксплуатацию уже в сентябре 2017 года. В нем будет находиться спортивный сектор, библиотека, лингафонный кабинет для изучения армянской словесности, истории Армении, богословия. Основная ставка делается на сингапурцев с армянскими корнями. Точнее, чьими предками были армяне, но в настоящий момент таковыми их уже сложно назвать в виду расовых и ментальных различий. В Сингапуре с легкостью можно встретить китайца по имени Ши и фамилией Барсег или, наоборот, с именем Варси и фамилией Чжоу. Некоторые из них тянутся к корням. И с ними, несомненно, нужно работать и возвращать к корням, к своим далеким славным армянским пращурам. Поговаривают, что таковых «шуртвацхаев» в южном полушарии и, в частности, по всей Малакке с Сингапуром почти 300 человек. Вот так с миру по нитке, глядишь, и восстановится популяция нации. И совсем не важно, что вместе с восстановлением популяции изменится и расовый антропотип армянина. Зато это будет на пользу – новые идеи, свежие головы, новаторские возможности…
Почему бы нет? В том же Израиле еще в 70-х гг. Кнессетом был принят закон о том, что любой человек, не принадлежащий этнически к еврейскому народу, может пройти гиюр и стать евреем. В нашем же случае никакого посвящения для этого не нужно. Достаточно и того, что предки какого-нибудь Лунь или Раджа, или Мухаммеда были армянами плюс само желание вернуться к истокам. И опыт возвращения таковых в лоно армянства можно и нужно перенять у наших соотечественников в Сингапуре, Малайзии, Мьянме, Индии, Гонконга и т.д. Но это уже другая тема, которую мы раскроем в одном из ближайших номеров «НнД», находясь в Китае.
Вадим АРУТЮНОВ,
Сингапур

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *