В честь 50-летия джазового образования в России мы пообщались с выдающимся контрабасистом, профессором Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова и заведующим отделением «Музыкальное искусство эстрады» Ростовского колледжа искусств Адамом Мартыновичем Терацуяном.
Его вклад в развитие джазовой музыки и педагогики неоценим. Его история — история человека, чья жизнь — это настоящая симфония страсти и преданности своему делу! И мы от лица редакции и общины от всей души поздравляем Адама Мартыновича с присвоением заслуженного звания профессора кафедры эстрадно-джазовой музыки РГК им. С. В. Рахманинова.
На протяжении многих лет Адам Мартынович виртуозно сочетает исполнительскую, преподавательскую и организаторскую деятельность.
Благодаря его усилиям с 2011 года в Ростове-на-Дону возродился ежегодный Международный конкурс молодых исполнителей «Мир Джаза», более 10 лет он является бессменным ведущим и руководителем проекта «Библиоджаз» в Донской государственной публичной библиотеке.
В разные годы Адам Мартынович играл с такими известными музыкантами, как Эрик Мориенталь, Стенли Джордан, Джерри Бергонзи, Николас Бирд, Джей Ди Уолтер, Текора Роджерс, Игорь Бутман, Валерий Пономарев, Давид Голощекин, Леонид Винцкевич, Андрей Кондаков, Сергей Давыдов, Дениз Перье, Сергей Манукян, Олег Киреев и многими другими.
Приглашаем вас к увлекательному диалогу с маэстро о его пути в джазе, неугасимом вдохновении, новом поколении исполнителей и о значении музыкального образования в современном мире!
— Адам Мартынович, поздравляем вас с юбилеем джазового образования в нашей стране и, конечно, с абсолютно заслуженным присвоением статуса профессора! Вы были первопроходцем джазового образования в России. Расскажите, пожалуйста, как все начиналось?
— Спасибо! Для меня это большая честь — быть частью такого значимого события. 50 лет джазового образования — это не просто цифра, это целая эпоха, наполненная талантливыми музыкантами и их достижениями. Напомню, что в 2022 году мы отмечали столетие российского джаза, который стал ровесником Советского Союза. Это важные вехи в нашей музыкальной истории.
История джазового образования в нашей стране началась в 1974 году, когда открывались первые отделения джазовой музыки в 20 городах, включая Ростов-на-Дону. Но именно в нашем городе в 1982-м году впервые открылась кафедра при консерватории.
Ким Назаретов, который был инициатором этого процесса, много работал с джазовыми музыкантами и преподавателями по всей стране. Его усилия сыграли ключевую роль в формировании джазовой культуры и в моей жизни. Он для меня большой пример. Я всегда с одинаковым чувством говорю о своем отце, сыне и Киме Назаретове. Он для меня родственная творческая душа. Он мечтал о создании полноценного джазового образования, и именно его усилия были вознаграждены открытием отделений в музыкальных училищах.
— Как вы сами стали частью этого процесса? Почему выбрали именно контрабас?
— Кажется, музыка всегда была частью меня. С детства я много пел и слушал различные записи, включая джазовые. В музыкальной школе в 7 лет я начал учиться играть на баяне и даже подбирал на нем блюзовые мелодии, затем учился на народных инструментах в училище. Позже я также освоил фортепиано, которое стало необходимым для джаза. Контрабас появился в моей жизни только в 25 лет.
Когда 1982 году в ростовской консерватории открылся факультет джазовой музыки, это стало настоящим событием для всех нас. Чтобы поступить туда, нужно было уметь играть на контрабасе. У меня уже был инструмент, который год просто стоял без дела. Тогда я понял, что если хочу учиться в консерватории, нужно готовиться к вступительным экзаменам. Это оказалось непросто: я много занимался и самостоятельно изучал джазовую теорию на слух, искал уроки и литературу, слушал записи великих контрабасистов. В то время не было такого множества доступных ресурсов, как сейчас, поэтому приходилось полагаться на свои силы и находить возможности учиться. Так за 8 месяцев я подготовился, и меня взяли сразу на 2 курс.
Постепенно я стал играть в различных ансамблях и оркестрах. Это был отличный опыт: я учился импровизировать, взаимодействовать с другими музыкантами и развивать свое музыкальное мышление.
— Вы упомянули о том, что джаз в стране был в авангарде. Как вы считаете, что способствовало этому?
— Время было особенное. Мы жили в условиях ограничений и запретов, и джаз стал своего рода символом свободы и самовыражения. Музыка объединяла людей, давала возможность говорить о том, о чем нельзя было говорить открыто. Многие музыканты искали новые пути, экспериментировали со звуками и стилями. Это создавало уникальную атмосферу творчества.
Я помню, как мы собирались на репетиции, обсуждали идеи, делились опытом. В такие моменты понимал, что джаз — это не просто музыка; это философия жизни. Он учит нас быть открытыми к новому, принимать изменения и адаптироваться к обстоятельствам.
— А как вы пришли к преподаванию?
— Преподавание стало для меня естественным продолжением моего пути в музыке. Я понимал, что хочу делиться своим опытом с другими, помогать молодым музыкантам находить свой путь в джазе. Когда я начал преподавать, это было как возвращение к корням: я снова оказался в аудитории, но уже с другой стороны.
Я стараюсь создать атмосферу доверия и поддержки для своих студентов. Мне важно, чтобы они чувствовали себя свободно в своих экспериментах и импровизациях. Я делюсь с ними не только техническими аспектами игры на инструменте, но и теми ценностями, которые я сам усвоил на своем пути: важность общения в коллективе, уважение к другим музыкантам и стремление к постоянному развитию.
— Что бы вы посоветовали молодым музыкантам, которые только начинают свой путь в джазе?
— Прежде всего, не бойтесь экспериментов! Ищите свой звук, свой стиль. Слушайте как можно больше музыки: классиков джаза и современных исполнителей. Анализируйте их игру, но не копируйте — вдохновляйтесь.
И самое главное — играйте с другими музыкантами! Это поможет развить навыки взаимодействия и научиться чувствовать музыку на глубоком уровне. Не забывайте получать удовольствие от процесса. Музыка — это радость, а джаз — возможность быть собой в каждом аккорде и каждой ноте.
— Вы рассказывали, с кем вы играли, с кем вы сталкивались на одной сцене, с кем учились, где выступали. Возникает вопрос, не было ли у вас мысли куда-то переехать?
— Хороший вопрос. Смотрите, во-первых, я оказался в том поколении, когда эпоху «Битлз», к примеру, я не застал. Я позже чуть родился. Касаемо джаза, я тоже не родился на пике этого, потому что это было еще раньше, чем «Битлз». И те старые джазовые музыканты, я мог только с ними общаться, догоняя их поколение. Молодое поколение еще не было сформировано. И я не такой талантливый, не такой уж я гений, чтобы мне куда-то ехать. Я стремился к знаниям, получить базу здесь, и у меня даже мыслей таких не было. В 90-х годах, когда я уже побывал в Германии, потом во Франции, Европе, я для себя все понял. Ментальность людей там мне оказалась непривычна, не привлекала меня. А в Москву я мог переехать, но не было необходимости, мне в Ростове и по жизни всегда везло на хороших музыкантов, преподавателей, людей.
Когда я начал работать с различными коллективами, я понял, насколько важно окружать себя талантливыми музыкантами. Каждый из них приносил что-то новое, и я учился у них не только технике игры, но и подходу к творчеству.
Именно поэтому я не чувствовал необходимости уезжать в поисках лучшей жизни или карьеры. Я понимал, что здесь, в Ростове, у меня есть все возможности для роста и развития. Я мог работать с замечательными музыкантами, участвовать в интересных проектах и находить свое место в музыкальном мире.
Конечно, иногда возникали мысли о том, что было бы здорово попробовать себя в других городах или странах. Но каждый раз, когда я возвращался к своим корням, к своим друзьям и коллегам, я понимал, что именно здесь я могу быть счастливым и реализовать свой потенциал.
Сейчас, когда я преподаю, я стараюсь передать своим ученикам ту же страсть и любовь к музыке, которую привил мне мой отец и те музыканты, с которыми мне посчастливилось работать. Я хочу, чтобы они знали: неважно, где ты находишься — важно, как ты подходишь к своему делу и насколько ты готов развиваться. Музыка — это не просто профессия; это образ жизни, который требует постоянного труда и самоотдачи. Я уверен, что если ты искренне любишь то, что делаешь, успех найдет тебя сам — в Ростове или где-то далеко за его пределами.
— На ваш взгляд, какова роль джазовой музыки в культуре общества?
— Джаз — это не просто музыка; это способ общения, который преодолевает границы и объединяет людей. Он отражает разнообразие человеческих эмоций и опыта. В условиях современного мира, когда мы сталкиваемся со множеством вызовов, джаз может стать источником вдохновения и надежды. Он учит нас ценить свободу, индивидуальность и сотрудничество.
— Адам Мартынович, вы достигли определенного уровня в своем творческом, профессиональном, преподавательском и семейном развитии. Какие у вас есть идеи и планы на будущее? Есть что-то, что вы хотели бы реализовать?
— Знаете, я бы сказал, что особо ничего не достиг. Это может показаться странным, но для меня все удовольствие заключается в процессе. Кажется, что ничего не сделано из того, что хотелось бы. Интересен сам путь. Я все еще мечтаю о более глубоком понимании армянского фольклора, как я разобрался в джазе. Для этого мне хотелось бы найти больше единомышленников и партнеров. Это не просто задача; важно человеческое взаимодействие. Я мечтаю о том, чтобы у нас была своя, ростовская площадка, самобытная и многонациональная, отражающая специфику нашего региона.
Самая главная моя мечта — чтобы молодые музыканты не уезжали из Ростова, чтобы у них была возможность реализовываться здесь и не чувствовать себя ущербными. Часто кажется, что единственный путь к успеху — это уехать в Москву. Я хочу, чтобы в Ростове было несколько площадок, где музыканты могли бы выступать с достоинством. Важно, чтобы у нас были хорошие условия: внешний вид, техническое оснащение, свет. Это действительно моя мечта.
Почему это так важно? Возможно, культура — это единственный шанс вывести человечество из кризиса, особенно джазовая культура. Я надеюсь на большее единение, чтобы мы стали добрее и дополняли друг друга.
Понятно, у каждого свои амбиции, но, понимаете, ради дела нужно объединяться.
Я понимаю, что вот то состояние, которое я испытывал в самом начале, оно у меня не прошло. Я его пытаюсь сейчас передать своим студентам. Это удивительно, что за столько лет это одинаковое счастье от процесса. Но это также нормально, потому что не на все вопросы есть еще ответы. Я действительно считаю, что ничего пока не достиг. Об этом будет известно потом.
— В заключение, что бы вы хотели сказать тем, кто только начинает свой путь в джазе?
— Не бойтесь пробовать новое и ошибаться. Каждый великий музыкант когда-то был новичком. Главное — это любовь к музыке и желание учиться. Заботьтесь о своем внутреннем голосе и не забывайте получать удовольствие от процесса. Джаз — это путешествие, полное открытий и радости.
Кристина МОВСИСЯН