nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

НОР (Новый) АРАКЕЛ. Село это находится к западу от Джабраела, повыше ущелья с туннелем, и располагается на двух грядах и в ущельице. Жители переселились в 1843 году из Арцаха и Кафанского села Севакар. Земля каменистая, скудная, не орошается и по большей части бекская. Местные жители производят преимущественно пшеницу, ячмень, виноград, вино и шелк-сырец. Воздух и климат живительны, вода выведена из-под земли, люди доживают до 90 лет. Церковь Сурб Аствацацин, с деревянной кровлей, священник один. Домов 90, жителей мужского пола 340, женского 312.
Село СТАРЫЙ АРАКEЛ находится к западу от Нового и выше. Здесь находятся остатки церкви, которую некий благочестивый человек по имени Масан восстановил как часовню. Напротив этого селища, на северо-западе от него, сохранились остатки еще одного села, кладбища и церкви. Место это называется Анапат (Пэстынь).
ДЖИЛАН. Это село стоит на склоне горы к юго-западу от села Аракел. Жители его также переселились из Арцаха и Кафана (Бахка, Бахкских сел) в 1840 году. Земля наполовину казенная, наполовину бекская, все как и у соседей, но разводят и овец.
Церковь Сурб Аствацацин, священник приходит из Нор Аракела. Домов 28, жителей мужского пола 105, женского 95.
БИНАТЛУШЕН. Расположено на отроге горы Джилани, жители в указанном уже году переселились из Арцаха. Земля казенная, но неродящая или очень скупая на урожай. Вода, воздух и климат живительны, люди доживают до 90 лет. Церковь Сурб Аствацацин, новая, с бревенчатой кровлей, священник приходит из Нор-Аракела Домов 26, мужчин 80, женщин 75.
ЦАМ-ДЗОР. Село это стоит повыше Бинатлушена, по обеим сторонам небольшого ущелья. Жители исконные, земля бекская, супесная, родит скудно, местные плоды – что и у соседей. Воздух, климат и вода отменные, люди доживают до 100 лет. Церковь Сурб Аствацацин, каменная, построена в 1145 году (1696), 18 м в длину 12 м 33 см в ширину, священников три. Домов 100, мужчин 350, женщин 270.
АНДИН ДЗЕРК. Это маленькая каменная часовня, возведенная в северо-западной части Цам-Дзора. Согласно традиции, когда святой Шахах убегал от мучителей, они его догнали и отрубили одну руку, которая осталась здесь. Потом над отрубленной рукой возвели часовню. Но поскольку рука была в крови, то и назвали Шахах – замес, то есть замешанная на крови.
БАНАЗУР. Село это основано на правом склоне каменистого ущелья к северу от села Цор. Жители коренные, земля бекская, не очень плодородная, но вино отменное. Местные плоды те же. Вода, воздух и климат нездоровы, люди доживают до 70–80 лет. Церковь Сурб Аствацацин, с четырьмя колоннами. Длина 18 м 40 см, ширина 11 м. Священник один. Домов 150, мужчин 575, женщин 430.
Место паломничества Спитак Манкук (Тг’а). Это средней величины часовня, называемая «Белые юноши» (Ак-оглан), возведенная в живительном месте, с которого открывается великолепная панорама.
ЦОР. Расположено в глубоком ущелье к югу от крепости Велиджан. Жители коренные, земля казенная, скудная и неплодородная, ибо супесь, да еще и каменистая. Но виноград родится отменный, климат, вода и воздух также великолепны, люди доживают до 90–95 лет. Церковь Сурб Аствацацин, с четырьмя колоннами, высокая и красивая, лицевая часть алтаря украшена каменной резьбой. Длина церкви 22 м, ширина – 12 м 35 см. На тимпане (замковом камне) входной арки надпись «Память о… Год 400 (951)». Священник один. Домов 75, мужчин 290, женщин 270.
Анапат (пустыня), или Сурб Лусаворич. В южной части села, на самой вершине южного склона ущелья, есть ровная площадка, на которой стоит маленькая древняя церковь из нетесаного камня. Вокруг простирается кладбище, но видны и остатки келий. Видимо, некогда здесь была небольшая монашеская обитель.
Подземная гробница. Рядом с Анапатом имеется подземная каменная гробница с могилой, накрытой каменной плитой. Она является известным местом паломничества.
ВАНК. Располагается на том же северном склоне, напротив села Гадрут. Жители исконно местные, земля скудная, малоплодородная, все остальное – как и у соседей. Церковь Спитак Хачаванк. Домов 35, мужчин 155, женщин 114.
Монастырь Спитак Хач (Белый Крест). Он стоит на живописной ровной площадке и возведен из нетесаного камня на известковом растворе. Здесь имеется небольшая купольная церковь с притвором, их общая длина составляет 15 м 75 см, ширина 710 см. Монастырь этот считается церковью села Ванк, но одновременно является и знаменитым местом паломничества для всех христианских жителей области. Внутри церкви на хачкаре, установленном в северной стене, имеется надпись: «Я, Сиравк, с любовью установил этот крест в память отца моего Xугнана. Год 1333 (1884)».
На входной арке снаружи надпись: «Построена в году 1184 (1735). То был год хана Тахмаза». На колокольне имеется посвятительная надпись: «Колокольня эта в память епископа Ованеса, сына Сурапа».
Под окном в западной стене: «Господь Бог Иисус Христос… Врданес. Год 1143 (1694)».
Алтарь. В западной части монастыря, у кладбища, возле дверей установлен алтарь из гладкотесаного камня, в его западную стенку вделан прекрасной работы хачкар с надписью: «Я, Аджами, сын Ишхана, установил крест во спасение души сына моего Асудара. Кто прочтет, молю вас – помяните в святых молитвах своих. Год 797 (1348)».
Перед алтарем на камне с полукруглой спинкой вырезано: «Здесь покоится благочестивый, молодым преставившийся во Христе. Кто прочтет…»
Рядом с ним: «Это могила благочестивого Валиджана, который молодым преставился во Христе и который…» Отец бека Валиджана велел вырезать с другой стороны надгробия: «Я, Ахиджан, сын Джалала, поставил крест этот в память о сыне моем Валиджане. Все, кто помолится, помяните его в молитвах. Год 927 (1478)».
Рядом с надгробием: «Здесь покоится Хотбекун, дочь Ахиджана, супруга Константела и сестра Велиджана. Помяните во Христе. Год 961 (1512)».
В северной стороне монастыря имеется большое помещение для отдыха паломников, над дверями которого вырезана надпись: «Я, Марктич… (эту большую комнату) в память епископа Ованеса, сына Сурапа, построил в год 1184 (1735). В этот год Тахмаз-хан выгнал османов из страны нашей».
Скальные кельи. К северу от большой комнаты находятся две вырубленные в скале кельи с одним общим входом. По всей видимости, одна из келий служила спальней, вторая – молельней.
В монастыре хранился белый крест, однако драгоценная древность эта была похищена, а вместе с ней и несколько кондаков агванских католикосов Есаи, Нерсеса и Ованеса.

Взято из книги Епископ Макар Бархударянц «Арцах», Санкт-Петербург, 2009

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *