nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Сурб Хач! Ты защита и убежище нашего народа.
Ты единственный, нет тебе подобных…
И вид и положение твои дивны…
Неизвестный средневековый крымский поэт

В 2012 году была издана книга «Сурб Хач. Святой Крест донского армянства», редактором-составителем которой является Нонна Мирзабекова. Данный проект осуществлен в рамках культурной программы Ростовской региональной общественной организации «Армянская национально-культурная автономия «Нор-Нахичеван». Дата выхода книги неслучайна: 27 ноября 1792 года было завершено и освящено строительство монастыря Сурб Хач («Святой Крест»). Однако основан он был девятью годами ранее архиепископом Иосифом Аргутинским, сыгравшим ключевую роль и в дальнейшем благоустройстве монастыря. Так, им была открыта первая на юге России типография, печатавшая книги на армянском языке.
Главная святыня монастыря – Хачкар («Крест-камень»), датированный IV–VI веками нашей эры. Эта реликвия передавалась из поколения в поколение, перевозилась предками современных донских армян из древнего Анийского царства в Крым, потом на Дон, где в 1779 году по указу императрицы Екатерины II были основаны город Нахичевань-на-Дону и пять армянских сел. Вот как описывается Хачкар в книге: «В символике Хачкара объединены солнце и крест, что говорит о его древности. Сам Хачкар сделан из базальта, без надписи. В верхней части камня на лицевой стороне – розетка, изображающая солнце как символ вечной жизни, и крупный крест под ней. Хачкар свидетельствует о том, что христианская религия в то время не стала еще господствующей».

Отдельное внимание в книге заслужил тот факт, что местность, где находится монастырь, была выбрана неслучайно. «Возвышенная, холмистая, она отдаленно напоминала переселенцам, тоскующим по родине, Крым, где также били два родника, к которым совершали паломничество крымские армяне». До наших дней из родников Сахлых Су (что в переводе с татарского означает «исцеляющая, лечебная вода») и Чорвах дошел только второй. Ныне это часть монастырского комплекса Сурб Хач, который считается памятником федерального значения и охраняется государством. В книге очень подробно описаны архитектура и обустройство монастыря, вплоть до расположенных вокруг него десяти захоронений. Впрочем, названия глав говорят сами за себя – «Сурб Хач в деталях», «Встает перед взором моим, как живой». Интересно, что даже в части архитектурного стиля Сурб Хач символизирует дружбу народов: внешне храм выдержан в стиле раннего русского классицизма. Если бы не несколько хачкаров, то о принадлежности здания было бы трудно судить только по виду снаружи. Помимо 220-й годовщины со дня освящения церкви-монастыря Сурб Хач, издание книги приурочено к 40-летию учреждения Музея русско-армянской дружбы «Сурб Хач», а также к пятилетию возвращения церкви в лоно Армянской Апостольской Церкви. Текст гармонично дополняют работы известного ростовского фотохудожника Карпа Пашиньяна, а также целый ряд редких снимков, на которых представлена церковь в разные годы. Это и дореволюционная панорама Сурб Хача, и алтарь 1900-х годов, и персоналии, участвовавшие в становлении и развитии монастыря, и много других радующих глаз читателя иллюстраций. Но одна фотография ни у кого не вызовет положительных эмоций: на ней видно, в каком ужасном состоянии находился Сурб Хач до реставрации. Главы «Сурб Хач. Оскверненный и униженный», «Хроника реставрации» описывают, через что в эпоху господства атеизма пришлось пройти монастырю и перед какими угрозами устоять, пока не наступил день, когда черная полоса в его жизни сменилась белой.
Это произошло в 1968 году, когда ростовские власти решили принять под охрану комплекс сооружений Сурб Хача, а после ремонта и реставрации организовать в нем музей русско-армянской дружбы, который первоначально носил название филиала Ростовского област-ного музея краеведения – Мемориального комплекса имени Микаэла Налбандяна. Нельзя не отметить, что решающую роль в сохранении здания от окончательного разрушения оказал Мартирос Сергеевич Сарьян, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии, академик, Герой Социалистического Труда. Именно к нему в конце 1960-х годов обратилась армянская общественность за помощью как к председателю Армянского общества охраны исторических памятников и весьма уважаемому человеку.
Наряду с фрагментами биографии и деятельности Сарьяна должное место в книге уделено руководившему реставрационными работами Марку Владимировичу Григоряну, ведущему архитектору Еревана, директору республиканского проектного института
«Армпромпроект». По его словам, «церковь создал замечательный архитектор, умевший находить единство интерьера и экстерьера, мастер большого масштаба». Очередной знаменательный день в истории Сурб Хача – 14 ноября 1972 года. Тогда в стенах церкви состоялось открытие музея русско-армянской дружбы с одноименным названием, единственного во всем СССР. Деятельность музея, в котором была собрана уникальная коллекция из более чем 20 тысяч экспонатов, и личностей, стоявших у его истоков, описана в отдельной главе «Спасая монастырь, создавая музей».
В заключительной части книги автор напоминает читателю о тех ключевых в истории церкви событиях, которые имели место быть в течение последних нескольких лет. Важнейшее из них – это передача Сурб Хача в 2007 году в ведение Армянской Апостольской Церкви, которая была осуществлена по решению администрации Ростовской области с условием, что армянская община Ростова-на-Дону приобретет и восстановит здание (или построит новое) для музея, который ранее располагался в церкви. Как следствие, в Сурб Хаче возобновились богослужения, спустя несколько десятилетий снова зазвучали слова молитв. Католикос Всех Армян Гарегин II в этой связи отметил: «Сегодня эта церковь является возведенным из камня молитвенным свидетельством всепобеждающего и созидающего духа армянского народа, который, пережив годы испытаний, остался верен своей вере».
Прошло уже 220 лет, но самое древнее каменное здание города Ростова-на-Дону, несмотря ни на что, по-прежнему возвышается на скалистом холме. Сурб Хач – это не просто церковь и важнейший памятник культуры. Это гордость каждого патриота, нерушимое олицетворение духа, сплачивающего диаспору. Книга «Сурб Хач. Святой Крест донского армянства» дает возможность читателю не только в подробностях ознакомиться со всеми фактами и событиями, касающимися церкви, но и понять ее истинную ценность и значение в культурной жизни армян Дона и России в целом.
Сергей Тамразян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *