
На карте нашего города появилось поистине уникальное место — первое и пока единственное этническое фотоателье. Это больше чем просто фотостудия; это культурный мост, соединяющий наш город с древними традициями Армении. Что вдохновило на создание такого пространства? Об этом и не только мы спросим у человека, который воплотил эту идею в жизнь, у основателя ателье Мито Карапетяна.
— Здравствуйте, Мито! Расскажите, пожалуйста о себе, о своем пути и как к вам пришла идея создать такое фотоателье?
— В сентябре 2024 года совместно с бизнес-сообществом «Манташьянц» я оказался в Ереване по случаю съемки дня рождения руководителя клуба. В рамках мероприятия именинник организовал для своих гостей экскурсию по ключевым достопримечательностям Армении. Кульминацией стала фотосессия в студии «Marashlyan». Это был не фотосалон, а портал в душу нашей культуры, где оживает память предков и по-настоящему чувствуешь связь с корнями. Впечатления были настолько сильны, что я даже задумался о том, чтобы привезти туда своих детей.
Пересматривая отснятый материал уже в Ростове, я поймал себя на мысли: «А почему бы не создать похожую фотостудию в нашем городе?». В Ростове проживает множество армян из разных регионов, и, возможно, это было бы полезным и востребованным проектом. И в августе я поставил перед собой цель открыть подобное пространство к ноябрю.

— С какими трудностями столкнулись при запуске и развитии проекта?
— Для меня самой главной проблемой стала идентичность армянской культуры. Я категорически не хотел представлять платья, смешанные с иными мотивами, или же наряды, лишенные исторической ценности, с произвольными узорами. Для меня это абсолютно неприемлемо. Я принял твердое решение: это должна быть подлинно армянская культура, ведь каждое платье несет в себе уникальный исторический и культурный код. Изначально для меня как для мужчины тема костюмов и платьев была чуждой; я опасался, что могу сделать ошибку в заказе. К счастью, я нашел культурный центр «Терьян», и все мои костюмы сшиты именно там.
— Как вы относитесь к современным интерпретациям национального костюма, к его смешению с современной модой? Кощунство ли это или развитие традиции?
— Назвать это кощунством не могу, однако сегодня дух эпохи здесь неизбежно сплетается с современным видением. Мы ищем в костюме не только память, но и способ выразить свою красоту, ведь все мы хотим быть красивыми! Главное — проводить четкую грань между подлинной историей и ее творческим переосмыслением. Эта ясность и снимает всякий намек на кощунство.
Мы как армяне не должны забывать свои корни. А тараз — одно из таких напоминаний. Глядя на фотографии моей прабабушки в таразе, я вдохновляюсь, я чувствую себя армянином, я горжусь этим, потому что это — прямое напоминание о традициях. И я хочу, чтобы у моих детей были такие же фотографии. Мы все стали современными, но мы не должны забывать, откуда мы родом.
— Что отличает ваше фотоателье от других, в чем его уникальность?
— Это прецедент. Студия уникальна в своем роде. Сюда приходят не за безупречным макияжем или дерзким образом — нет. Люди ищут здесь историю, желая увидеть и почувствовать себя в прошлом. Наверняка у многих хранятся фотографии предков в национальной одежде. Те, у кого они есть, конечно, мечтают примерить этот облик, пережить эту связь с наследием, и хотят себе такие же снимки — чтобы их дети и правнуки тоже смогли это увидеть.

— Почему, на ваш взгляд, сегодня растет интерес к национальной идентичности, в том числе через такие проекты?
— Благодаря всем тем армянам, которые продвигают нашу культуру — через танцы, музыку, искусство в целом, в том числе и через мою студию Ethno Space. Люди проявляют искренний интерес. Им это нравится, они стремятся участвовать и хотят приобщить к этому своих детей. Я и сам не хочу, чтобы мои дети утратили связь со своей национальной принадлежностью, с культурой своей страны.
И мы такими проектами стараемся передать хотя бы частицу нашего наследия. Нам действительно есть чем гордиться, и наш долг — достойно прославлять культуру и традиции нашего народа.
— Есть ли у вас мечта, связанная с вашим делом?
— Мечта? Конечно, она есть! Начиная это все, я осознавал, что оно во что-то перерастет. Во что именно — пока сам не знаю. Конкретной цели нет, но, безусловно, я хочу, чтобы оно стало востребованным, чтобы передавало и эмоции, и культуру.
Возможно, мне бы хотелось, чтобы этот проект жил не только в Ростове, но и в Краснодаре, а может, и в других городах. Как человек творческий я желаю, чтобы мое дерево выросло, а какие плоды оно принесет — покажет время.
— Какие эмоции чаще всего вы видите у клиентов, когда они примеряют костюмы впервые?
— Посетители, заходя в студию, нередко отмечают, что здесь ощущается дух Армении, что здесь «пахнет» Арменией — каждый уголок пропитан ее колоритом. Люди подолгу вглядываются в свое отражение, изучают тончайшие детали вышивки, узоры, украшения, будто через них обращаясь к прошлому. Практически для каждого примерка национального костюма становится откровением, путешествием в неизведанную часть самого себя, и это рождает особенную, светлую эйфорию. Многие выбирают тот или иной костюм, основываясь на том, откуда они или их предки родом.

Отрадно осознавать, что ты можешь давать другим людям возможность ощутить связь с предками.
— Костюмы каких регионов представлены в фотоателье?
— Зейтун, Сасун, Васпуракан, Муш, Лори, Арцах, Карин, Арарат, в женском, мужском исполнении, также есть для детей. Но чтобы увидеть больше, приходите в нашу фотостудию… А так, конечно, мы будем дополнять, мы только в самом начале пути!
— С какими мастерами вы сотрудничаете для создания костюмов, головных уборов, украшений? Также элементы декора, которые представлены у вас, откуда вы их берете?
— Все мои костюмы созданы в культурном центре «Терьян» — это единственное ателье, где во главу угла ставят историческую достоверность. Здесь скрупулезно изучают происхождение каждого орнамента и культурную принадлежность костюма к определенному региону. Костюмы создаются на основе исторически точных данных, со знанием истории каждого орнамента. Я видел, как одна из мастериц вырезала на компьютере узор с древнего ковра и переносила его на платье. Они глубоко изучают культуру каждого наряда и знают его принадлежность к определенному краю. Собрать полную коллекцию — задача грандиозная, но я готов к этой полномасштабной работе.
Элементы декора частично привезены из самой Армении: ткацкий станок из Гюмри возрастом более пятидесяти лет, ковры, гранаты, украшения — все прибыло оттуда. Музыкальный инструмент канон, головные уборы, сшитые в Армении с исключительно армянскими орнаментами, кувшины — в основном из Армении, есть кувшины из Грузии. Ковры и ткани на подушках — тоже из Армении, из магазина «Ереван Тараз». Часто люди, приходя сюда, приносят что-то в подарок. Все эти детали настолько уникальны, что их рассматривание становится отдельным культурным путешествием!
— Мито! Спасибо вам большое, что поделились своим опытом создания такого проекта, желаем вам успехов и плодотворной работы!
Кристина ВАРТАНЯН