nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Из блокнота фольклориста
Некрасовцы являются потомками булавинского восстания на Дону, которое было одним из крупнейших в феодальной России. Начавшись в октябре на территории Войска Донского, оно вскоре охватило Кубань и прилегающие области — территории современных Курской, Белгородской, Воронежской, Липецкой и Харьковской областей. После убийства Кондратия Афанасьевича Булавина (7 июля 1708 года) повстанцев возглавил атаман-булавинец Игнат Федорович Некрасов и, чтобы спасти от поголовного уничтожения, увел их в конце 1708 года на Кубань, а затем в Турцию. С этого времени последователи Игната Некрасова стали называться некрасовцами.
Первая партия казаков-некрасовцев возвратилась в 1912-1913 годах и обосновалась на территории Грузии. А с 1921 года по настоящее время они проживают на хуторе Ново-Некрасовка Приморско-Ахтарского района Краснодарского края.
Последняя партия некрасовцев прибыла в Советский Союз 22 сентября 1962 года на теплоходе «Грузия» из Стамбула в Новороссийск. Обосновались они и проживают в Ставропольском крае Левокумского района на территории двух совхозов: Бургун Маджарского и Левокумского.
Председателю областной фольклорной секции при ОДНТ с 1967 года Е.Т. Аракеляну на протяжении ряда лет довелось выезжать в Ставропольский край, в места проживания казаков-некрасовцев как в составе фольклорной экспедиции, так и самостоятельно.
Первая такая встреча с некрасовцами была организована Ростовским областным домом народного творчества (ОДНТ) в августе 1968 года, в год 260-летия ухода некрасовцев с Дона. В фольклорной экспедиции принимали участие неутомимые собиратели и знатоки некрасовского фольклора Ф.В. Тумилевич и Т.И. Тумилевич.
Некоторые сведения о танцах некрасовцев впервые были выявлены в этой экспедиции, о чем мы хотим рассказать здесь.
Значительно меньше песенного фольклора изучено и описано в книге «Танцевальное исполнительство казаков-некрасовцев». Поэтому представляется полезным суммировать все известное в прошлом о танцевальном аспекте их народного искусства, тем более что некрасовская молодежь под натиском современной цивилизации довольно равнодушно относится к наследию своих предков, что вполне закономерно.
В процессе изучения музыкального фольклора казаков-некрасовцев, вернувшихся на родину в 1962 году, нам удалось установить, что в Турции, на Майносе, где проживали казаки-некрасовцы, регулярно водили хороводы (курагоды) на свадьбах и в другие праздники. В хороводных шествиях, или «ведении крыла», девушки вперемешку с парнями брались руками за платочки (ширинки), вышитые ими для своих будущих женихов, и приплясывая шли длинной цепью, или «змейкой», через все село с пением песен. В них мог принимать участие каждый, кто пожелает.
Курагоды (хороводы) водились без сопровождения музыкальных инструментов.
По сообщениям информаторов, музыкальные инструменты для сопровождения хороводов стали применять в конце 19 века; это относится в частности к гармонике.
Обычно хоровод-шествие возглавлялся лучшей затейницей и запевалой, которая вела хороводную цепь красивыми извивами, замысловатыми зигзагами, «ручейком». Для хороводных некрасовских песен характерен умеренный темп, четкий ритм, в основном дву- или трехдольный. Хороводные движения у казаков-некрасовцев назывались еще «танками», так же, как в южных и юго-западных областях России и на Украине.
Наряду с хороводным искусством распространенным жанром является плясовая, исполняемая под песню без сопровождения музыкальных инструментов. Подобно хороводу, некрасовская плясовая сопровождается звучанием песни подвижного, часто веселого, шуточного характера в исполнении ансамбля.
Некрасовская пляска представляет собой свободную хореографическую импровизацию. В ней нет строго регламентированной последовательности движений с привычным расположением танцевальных фигур, которые появись на Дону уже после ухода некрасовцев в Турцию. Мы имеем в виду такие танцы, как «Казачок», «Барыня», «Журавель», «Как у наших у ворот» и другие. Ни этих танцев, ни тем более движений к ним казаки-некрасовцы не знают, лишь некоторые слышали о них. Казачки-некрасовки танцуют с платочками (ширинками) в руках, кто как умеет. Неслучайно известный донской историк В.Д. Сухоруков отмечал, что в 17 веке женщины вовсе не обращали внимания на танцы: «Всякая ходила или прыгала как умела».
Кстати, любопытно, что в репертуаре Кубанского академического казачьего хора есть исполняемый под пение самобытный шуточный танец некрасовцев «Коленца», хореография которого лишена штампов, примелькавшихся танцевальных приемов. Балетмейстером хора впервые использованы элементы подлинно народного танца казаков-некрасовцев.
На Дону в старину водили хороводы и плясали только под пение. Специальных исследований по истории танцев у некрасовцев нам пока установить не удалось.
Чем вызвана столь скудная информация о танцах казаков-некрасовцев? На наш взгляд, дело в том, что некрасовцы были старообрядцами, в силу чего относили к ересям как «живопись и итальянское пение», так и применение музыкальных инструментов и танцев.
Казаки-некрасовцы начиная с последней четверти 19 века нередко посещали Новый Афон, Москву, Петербург, бывали на Дону, где заимствовали все новое, в том числе и танцы. Поэтому трудно было представить, чтобы некрасовцам до настоящего времени (до приезда на родину ) не были известны танцы вообще.Тем более что в текстах их песен мы встречаем упоминание о танцах. Надеемся на получение новых сведений о танцах казаков-некрасовцев.
Артем Аракелян,
Егише Аракелян

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *