Недавно сцена Малого концертного зала им. Арно Бабаджаняна была предоставлена нашим соотечественникам из Ростовской области. Переполненный зал с большим энтузиазмом встретил лауреата Всероссийских и Международных фестивалей муниципальный ансамбль донских армян «Ани» Дома культуры Чалтырского сельского поселения. Художественный руководитель и дирижер — заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Григорий Хатламаджян, хормейстер — заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Варсеник Бабаян, художественный руководитель ансамбля давул-зурна — заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Асватур Даглдиян. Инициаторы встречи — ректор Ереванского государственного университета Арам Симонян, Министерство диаспоры РА, нахичеванская-на-Дону армянская община.
АНСАМБЛЬ ХОРОШО ИЗВЕСТЕН НЕ ТОЛЬКО В РОССИИ: ОН ПРИНИМАЕТ активное участие в различных фестивалях в Крыму, бывших союзных республиках, отмечен престижными призами. Когда-то все начинания в культуре, которые своим содержанием перерастали значение «местных», традиционно перемещались из провинции в столицы. А сегодня мы свидетели противоположного процесса: живое, почвенное, настоящее все чаще стремится как бы избежать крикливости столиц и раскрывается в стороннем, пусть не столь уж престижном мире провинции. Как бы возвращается к истокам, туда, где покой и памятливость. Муниципальный ансамбль донских армян «Ани» как раз свидетельствует об этом. Но прежде чем рассказать об этом самобытном коллективе, напомним об истоках. Вот историческая справка:
14 ноября 1779 года императрица Екатерина подписала Указ о переселении армян Крыма на Дон. Всего переселилось 12598 человек, они прошли долгий и полный лишений путь, прежде чем обрели дом на Дону. Армянам было даровано 86 тысяч га земли «на вечное пользование». На новом месте армяне основали Нахичеван и 5 сел в его округе: Чалтырь, Крым, Султан-Сали, Большие Салы и Несветай. В 1838 г. Нахичеван был переименован в Нахичевань-на-Дону. Город располагался на территории современного Ростова-на-Дону, занимал полностью территорию современного Пролетарского района, а также включал Каменку, часть нынешнего Первомайского района и Сурб-Хач в Мясниковани (Северный р-н). Всего через 5 лет после основания в 1783 г. Нахичевана здесь была открыта типография, построены 7 церквей и жилые кварталы, состоявшие в основном из двухэтажных особняков в соответствии с распространенными в то время в Европе архитектурными стилями с использованием традиционных армянских архитектурных элементов. К началу XIX века Нахичевань-на-Дону стала ремесленно промышленным и торговым центром. Действовали духовная семинария, гимназии, ремесленное и коммерческое училища. Нахичеванские армяне уже несколько столетий живут вне Армении. Однако они сумели сохранить свою культуру, язык, веру, обычаи и обряды. За более чем 230-летнюю историю на донской земле армяне внесли огромный вклад во все сферы жизни: сельское хозяйство, промышленность, торговлю, способствовали росту экономики края. Особенно бурное развитие получили культура и образование.
РЕПЕРТУАР МУНИЦИПАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «АНИ» ПИТАЕТ ФОЛЬКЛОР донских армян, народная песня и произведения современных композиторов. Художественный руководитель ансамбля «Ани», лауреат международных конкурсов Г.Хатламаджян — подлинный патриот, влюбленный в свою страну, в народную песню и музыку, необыкновенно творческий человек. Никаких секретов в армянской песне для него не существует, все тонкости, областные различия — диалектные, орфоэпические и бог знает еще какие — ему известны. Когда слушаешь ансамбль, создается ощущение его причастности к самим истокам народного искусства. Будто многие безымянные армянские певцы передали артистам этого ансамбля эстафету, и они приняли ее, обогатив современной культурой пения, бережно сохранив при этом чистоту оригинала.
Народных песен в репертуаре ансамбля не счесть. И каждый участник ансамбля поет эту песню так, как пели предки много лет назад, привнося лишь черты своей индивидуальности, варьируя мелодии, усложняя их, добиваясь предельной выразительности. Многие песни, которые входят в репертуар, живут века, обогащая духовный мир человека и не старея. Потому что вобрали в себя душевный опыт многих поколений. По словам руководителя ансамбля, их надо сохранить в чистоте, неприкосновенности и передать следующим поколениям, потому что это — наше национальное достояние. Вольностей и перекосов здесь не может быть: ведь в них каждая нотка, каждое слово веками огранены. По ним, как по хрестоматии, можно изучать характер, душу и чаяния народа. К отбору современных песен, танцев в ансамбле подходят взыскательно: включают в репертуар лишь те произведения, что близки ансамблю по своему духу. Новые песни могут быть самые разные — и героические, и лирические, и шуточные, но тексты и мелодии должны быть решены в народном ключе.
Программа концертов в Ереване — и в Малом зале Армфилармонии, и в актовом зале Ереванского государственного университета — была очень обширной, насыщенной. Это в основном фольклор донских армян, народные песни, хоровая музыка, произведения современных авторов. Вечер открыли две хоровые песни из фольклора донских армян, а также «Назлу яр» гусана Ашота, прозвучавшие в исполнении хора. Совершенно своеобразно, с каким-то особым настроем прозвучали песни из фольклора донских армян «Ками ми пчи», «Ахкат кин» в исполнении Розы Наноян и Флориды Киракосян. Их голоса, вольно летящие, теплые, сердечные, буквально заворожили зал, заставили увидеть яркую красоту народа, его характер, душу. Очень понравился публике певец Саркис Акопян, вдохновенно исполнивший «Ду им ай ахчик» и «Азатутян ерг». А как убежденно, торжественно сильно звучат у него патриотические песни, любовь к родной земле и гордость за свою страну.
СЛУШАЯ НА КОНЦЕРТЕ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ, ГЛУБОКО ПЕРЕЖИТЫЕ ИСПОЛНЕНИЯ АНСАМБЛЯ «АНИ» под управлением Г.Хатламаджяна с замечательными солистами-самородками Алиной Бабиян, Розой Наноян, Саркисом Акопяном, Артуром Малхасяном, Маргаритой Нанавян (соло на уде), Ашотом Кешешяном (соло на таре), Рузанной Вартанян, Г.Хатламаджяном (аккордеон), Аркадием Гаджоглуяном (быстрый танец), думаешь: служение народному искусству — это все равно что молитва за него. Праведное это дело. Во что бы то ни стало нужно его делать. Ведь редко где сохранился фольклор в таком жанровом многообразии, в таком многоцветье традиции, как у этого ансамбля. Редко где встречаемся мы с таким непосредственным и открытым желанием самых разных певцов и певиц помочь фольклористам в их нелегком труде.
Казалось бы, что мешало художественному руководителю ансамбля ограничить свой репертуар армянскими народными песнями, фольклором, — он владеет целой их сокровищницей. Но как ни милы старинные песни донских армян, донесшие до нас историю, быт, мысли людей далекого прошлого, ансамбль не может жить только отблеском прошлого, его волнует и настоящее, то, чем мы дышим сейчас.
Необыкновенно живо, ярко прозвучала лезгинка из балета «Гаяне» А.Хачатуряна, а также одно из произведений для аккордеона Митровича в исполнении Г.Хатламаджяна. Законченным театрализованным номером, точно срежиссированным в плане взаимодействия всех персонажей, до мельчайших подробностей выверенным интонационно, пленяющим импровизационной пластикой, стал номер Свадебный обряд донских армян. Перед нами был пример бережной, тактичной интерпретации обряда. Самозабвенная увлеченность, зажигательная энергия молодых исполнителей позволили им поставить яркую финальную точку в этом празднике народно-исполнительского искусства. Раздвинуть рамки народного искусства, вернуть его народу в обновленном виде — это ли не путь подлинных, самобытных талантов из Чалтыря?