nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Русская община Нагорного Карабаха (Арцаха) – одна их старейших в этой крохотной республике. Российско-карабахские отношения берут начало из времен царя Петра I, когда карабахские мелики (князья) обратились к нему с просьбой о покровительстве. В 1805 году, согласно российско-персидскому договору, Карабах перешел под российскую юрисдикцию, а в 1813 году по Гюлистанскому договору, заключенному между Россией и Персией, весь Карабах (нагорный и низинный) «на веки вечные» был признан частью Российской империи. Позже эти договоры были подтверждены новым Туркманчайским договором, подписанным между Россией и Персией в 1828 году… С тех пор русские и живут в Карабахе. Однако сама Община русских официально признана с 1999 года и объединяет в республике не только самих русских, но и представителей всех славянских народов Карабаха. О русских современного Карабаха мы поговорили с председателем этой общины в НКР Галиной Сомовой, с которой наш корреспондент встретился в Степанакерте.

— Галина Михайловна, исторический путь русских в Карабахе понятен. Истоки этого пути начинаются со времен присоединения региона к царской России. Но кто такие русские в Карабахе в наше время?
– Потомков тех, кто живет в Карабахе с царских времен, осталось очень мало. Большая часть членов русской общины современного Арцаха – мне больше это название нравится – прибыли сюда по разным обстоятельствам в годы СССР или в период распада этой страны. Одним из старейших жителей среди русских был Василий Иванович Полищук, скончавшийся в 1992 году. Его дед служил в Шуше. Там, где сейчас тюрьма, находились казацкие казармы, в которых служил дед Василия Ивановича и предки многих живущих в Арцахе русских. Именно у Василия Ивановича впервые возникла идея осуществить организацию русской общины. Но время было тяжелое. Шла война. А вскоре он и сам умер. Что касается истории в целом, то о славном прошлом русских в Арцахе свидетельствует большое кладбище в Шуше – могильные памятники, плиты, казармы царского периода.
– Какова нынче численность русских в Нагорном Карабахе?
– Исходя из переписи 2002 года, русских в Карабахе свыше 300 человек. Конечно же, эта цифра по гражданам, родившимся от русских родителей. Но в республике проживают и те, у кого, например, отцы армяне. Они в эту статистику не попадают, так как идентифицируют себя как армян. Некоторые русские и сегодня перебираются в Карабах на ПМЖ. Но это, как правило, молодые девушки, которые вышли замуж за карабахских армян. А есть и те, кто приезжает в Карабах в гости к друзьям, а потом так и остается в наших краях. Ведь в Арцах невозможно не влюбиться. Сами видели, сколько у нас здесь туристов из-за рубежа. Особенно из России и стран СНГ. Кстати, в нашей общине состоят не только русские, но и белорусы, украинцы… Здесь они идентифицируют себя с русскими. Все же славяне как-никак!
– В отличие от Армении, в Нагорном Карабахе приоритетным является русский язык, не западные языки (французский или английский). Даже гуляя по городу, очень часто слышишь русскую речь, не армянскую. И при этом в республике нет ни одного издания на русском языке. С чем это связано?
– Этому две причины: 70 лет наша республика была в составе Азербайджанской ССР. У людей не было выбора из-за отсутствия армянских школ. Карабахцам нужно было выбирать между русскими школами и азербайджанскими. Конечно же, большая часть отдавала предпочтение русским школам. Вот и стали карабахские армяне русскоязычными и при этом говорят на своем диалекте армянского языка. Вторая причина это все те же русскоязычные беженцы из Сумгаита и Баку. Поэтому здесь комфортно себя чувствуют отдыхающие из России и постсоветского пространства. В Карабахе можно изъясняться по-русски хоть с детьми, хоть со стариками. Касаемо русскоязычных СМИ, то их достаточно. Нет своей газеты у общины, но русскоязычные издания в большом ассортименте. Лично я читаю «Азат Арцах» на русском языке. Да и за новостями нынче следят в интернете. Газеты уже не так актуальны и менее оперативны. То же могу сказать и о телевидении. У нас в Арцахе пять каналов на армянском языке и 80 каналов на русском… Мой внук ходит в армянский детский сад, но мультики они смотрят там на русском языке. Как видите, уже с детсада наши дети получают информацию в основном на русском языке.
– В советские годы здесь было порядка 10 русскоязычных школ, сейчас они остались?
– В связи с Законом о языке у нас только одна русская школа на сегодняшний день.
– После признания Россией Абхазии и Южной Осетии, а также возвращения Крыма обратно в лоно России, как считаете, нужно ли России обратить свой взор и на Нагорно-Карабахскую Республику?
– Это разные проблемы. Самая ближняя страна и наша «мама» — это Армения. Армения должна первой сделать шаг. Россия же формально уже давно нас признала. Но мне кажется, что если Россия признает раньше Армении – это немножко некрасиво.
– В Азербайджане часто поднимается тема о том, что во время Карабахской войны за Карабах воевали не столько армяне, сколько русские наемники. Конечно, я знаю, что и русские, проживающие здесь, также воевали. Не могли бы вы сказать, какова численность русских воинов в войне за Нагорный Карабах?
– Я скажу честно. И чтобы Азербайджан там сильно не «возникал». Русские приезжали и воевали за Карабах. Но их было очень мало! И они приезжали не фидаинами, не спецназом – это были простые парни, как те, что сейчас едут в Луганск. Кто-то посчитал, что армяне те же христиане, и они просто срывались из дому и ехали на войну. У нас есть памятники этим ребятам. Я встречалась с человеком, который рассказывал: «Когда мы сдавали технику, мы упустили момент, когда можно было выехать, и вынужденно остались воевать. Мы получали столько же денег, сколько и обычные солдаты, кушали и пили то, что едят и пьют другие бойцы». Можно сказать даже, что они жили чуть похуже, так как у местных солдат были здесь свои дома. Русские ребята воевали здесь, как то позволяла совесть. И не батальонами и бригадами, а десятками. Войну в Карабахе выиграли, прежде всего, армяне. А добровольцы из России способствовали этой победе.
– Во время войны вы находились уже в Степанакерте?
– Да, мой муж воевал. Мы переехали сюда в 1988 году, после Сумгаитских событий.
– Почему в Нагорный Карабах, не в Россию?
– Это уже по причинам, зависящим не от нас…
– Вы чудом спаслись в Сумгаите? Или вы уехали чуть ранее?
– Нет, все события мы застали. Это страшно вспоминать — это был ужас!
– Я сам родом из Баку и знаю, что там русские это все прочувствовали. Помню надписи: «Иван, собирай чемодан!», некоторые говорили: «Армян выпроводим, за русских возьмемся». Насколько это же чувствовалось в Сумгаите?
– Не знаю как в Баку, но в Сумгаите вообще ничего не чувствовалось. Это было жуткое зрелище. Я сама видела, как шла эта толпа, переворачивала и поджигала машины. И когда толпа пришла к нам во двор, соседи сказали: «Здесь армяне не живут». А другой сосед, у которого, кстати, мать была армянкой, как-то встретил знакомого из одного двора на лавочке и при мне сказал ему: «А ты чего здесь сидишь? Ваших армян режут». Меня это здорово расстроило. Сказала ему: «А ты с себя начни!»… Не хочу вспоминать весь этот Сумгаитский ужас.
– Общаетесь с друзьями из прошлого?
– Почти ни с кем не общаюсь. Все хорошие люди, с кем я общалась и кто выжил, разъехались и не живут сейчас в Сумгаите. Это и армяне, и русские, и сами азербайджанцы. Есть несколько человек, с кем я общаюсь через интернет. Это мои русские подружки, у которых мужья азербайджанцы. Но большая часть растерялась.
– А давайте мы их пригласим в Карабах. Во всяком случае, в отличие от Азербайджана, правительство НКР не препятствует въезду азербайджанских граждан.
– А потом, когда они вернутся, как их встретят?
– Вот это другой вопрос! Вот тогда станут понимать, кого следует бояться – армян или своих же властей в Азербайджане.
– К нам приезжал Роман Темников, председатель Молодежной организации русской общины в Азербайджане, и он себя здесь очень нагло вел. Ходил все время под охраной. Громче всех говорил, старался изобразить, что приехал из цивилизованной страны…
– Его можно понять, он же родом из Азербайджана.
– Да, я поняла, что он был под воздействием страха. Но мы потом встретились в Санкт-Петербурге на Конгрессе русских общин. Он так обрадовался, словно родственницу встретил. Но я с ним особо не разговаривала. Он намного младше меня, и, думаю, у нас не было бы общих точек соприкосновения.
– Вообще идея хорошая: встречи между общинами из Армении и Азербайджана за закрытыми дверями, «без свидетелей».
– Можно. Но все равно мы ничего не решим. Менталитеты русских в Карабахе и русских на той стороне совершенно разные. Если я видела Сумгаитские события, а после них переехала в Карабах и укрывалась здесь в подвале с детьми во время бомбежки… Разве Темников видел все это? Судя по возрасту, нет. Он «питается» тем, что ему власти Азербайджана преподносят. Да и тот же Забелин, который руководит Русской общиной в Азербайджане, тоже ничего не видел и не знает. Поэтому им легче рассуждать. Да и сами понимаете: в условиях алиевского режима не все могут сказать громко о правде. А уж русскому так тем более нужно либо молчать, либо воспевать Азербайджан. Третьего варианта у них нет. От того и менталитеты наши разные – русских в Карабахе и русских в Азербайджане.
Вадим АРУТЮНОВ,
НКР, Степанакерт

Один ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *