nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

 

Дорогие читатели! РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община», редакция газеты «Нахичевань-на-Дону» продолжает проект «Мы вместе», который расскажет обо всех национально-культурных автономиях Дона.

На наш взгляд, этот проект даст возможность лучше узнать друг друга, уважать свободы другого, его образа мысли, прощать, сострадать и научиться терпеть, принимать и правильно понимать богатое многообразие культуры нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Различаясь лишь по внешнему виду и речи, люди обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

Сегодня предлагаем вам познакомиться с богатой и неповторимой культурой осетинского народа.
Дорогие читатели! РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община», редакция газеты «Нахичевань-на-Дону» продолжает проект «Мы вместе», который расскажет обо всех национально-культурных автономиях Дона.
На наш взгляд, этот проект даст возможность лучше узнать друг друга, уважать свободы другого, его образа мысли, прощать, сострадать и научиться терпеть, принимать и правильно понимать богатое многообразие культуры нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Различаясь лишь по внешнему виду и речи, люди обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
Сегодня предлагаем вам познакомиться с богатой и неповторимой культурой осетинского народа.

Огромная благодарность и признательность Армянской общине от осетинского землячества за столь нужное и полезное для всех нас дело – начало серии публикаций об истории и современности, традициях и культуре народов, населяющих Дон! Уверен, что к нашим словам благодарности присоединятся все коллеги – руководители всех землячеств Ростова и области. Надеемся, что страницы вашей газеты передадут своим читателям интересные факты и истории из жизни всех наших народов. Да поможет вам в этом благородном деле Всевышний!

Осетинская диаспора, активно работающая в Ростовской области еще с 70-х годов, создала общественную организацию и зарегистрировала ее в Министерстве юстиции 20 марта 2001 года. Основными целями организации являются содействие возрождению и развитию национальной культуры, изучению родного языка, изучение истории и культуры других народов, проживающих на Дону, обмен духовными ценностями.
Организация является национальным объединением Ростова-на-Дону, однако активное участие в ее работе принимают также осетины, проживающие на территории области: в Таганроге, Азове, Шахтах.
Ежегодно обществом проводятся масштабные культурно-массовые мероприятия и национальные праздники: День Святого Хетага, День Святого Георгия, Дни культуры Осетии в Ростове-на-Дону. А каждое второе воскресенье сентября в х. Буденновка Родионово-Несветайского района поводится праздник «Дзуар», на который съезжаются осетины со всей Ростовской области.
Наибольшее внимание в работе общества уделяется молодежи. Встречи со студентами проходят регулярно и направлены на обеспечение быстрой адаптации приезжих молодых людей к той социокультурной среде, которая сложилась в Ростове, на поддержание межнационального мира и согласия на Дону. Не остается без внимания и успеваемость учащихся: лучшие студенты удостоились похвалы на страницах осетинской республиканской газеты.
Культурно-просветительское общество «Алания-ИР» активно сотрудничает с органами исполнительной власти Ростовской области, национальными объединениями и землячествами, работающими на Дону, содействуя укреплению традиций добрососедских взаимоотношений между народами, населяющими Ростовскую область.
Руководителями КПО «Алания-ИР» сегодня являютсяпрезидент Эдуард Константинович Киргуев и исполнительный директор Рамонов Александр Сергеевич.
Три пирога

Безусловный интерес всегда вызывают традиции другого народа. Одной из традиций осетин является моление с тремя пирогами. Они настолько традиционны, настолько вросли в нашу культуру, что представить без них не только ритуальное застолье, но и любой праздничный стол невозможно. Что же символизируют три пирога?
Итак, почему осетины ставят на стол три пирога? Почему пироги имеют круглую форму? Заглянув в Интернет, в универсальном электронном словаре Википедии в статье о трёх пирогах читаем следующее объяснение: «Число “три” означает символически три стихии, которые окружают человека в жизни: солнце, вода и земля». Знакомому хоть немного с традиционной культурой и религией осетин трудно согласиться с подобной формулировкой, потому что в ритуальном молитвословии нет молитв, посвящённых солнцу, воде или земле.
Возвращаясь к рассматриваемому вопросу, отметим, что символ круга с точкой в центре (традиционный осетинский пирог) очень древний и для наших предков весьма значимый. Здесь можно сослаться хотя бы на найденную в царских николаевских курганах золотую фиалу, форма которой совпадает с формой осетинского пирога или на одежду скифских воинов, основным узором которой был круг с точкой в центре.
При первом же знакомстве с восточными учениями оказывается, что этот символ весьма распространён как в ведических культах, так и в даосизме и в различных направлениях буддизма. Он всегда был основным символом бытия, символом, выражающим единство и гармонию инь и ян, символом абсолюта. В трактате о Дао говорится, что прежде был уцзи,
т. е. тьма и небытие, потом появился свет в точке и появилась масса вещей и явлений, которая называется тайцзи. Процесс зарождения бытия обозначают кругом с точкой в центре, где «единица рождает бесконечное множество». Этот символ зарождения мира и есть символ Бога.
Аналогичная идея о происхождении бытия отражена в Нартском эпосе, который почитает каждый осетин: Мир был темным и сонным, но потом происходит рождение Бога из Света, который и сам есть Бог (причина самого себя): «Хуцау фжлдыст у дунейы рухсжй мж у дунейы рухс» (Бог рождён светом Он и есть Свет).
Таким образом. мы имеем возможность ещё раз убедиться в древности культа почитания единого начала и в попытке древних мыслителей осмыслить его сущность и законы существования.
Поэтому первое молитвенное обращение в любом случае есть обращение к единому и великому Творцу всего сущего. Более того, в молитвословии всякий раз подчёркивается, что молящиеся обращаются именно к Всевышнему, что они именно те, кто молится Богу, как единому первоначалу, которое есть основа, середина и конец мироздания.
Символика трёх пирогов вступает в стадию, когда метафора, как ино-сказание, позволяет раскрыть новые свойства человека и мира и связывает с тремя пирогами пожелание трёх прекрасных вещей – здоровья, душевного спокойствия и счастья. Тот же символ может означать рождение растения из семени, животного из капли, и т.д., и этот процесс рождения божественного мира является непрерывным, практически непрекращающимся становлением. Таким образом, три пирога становятся символом сохранения этносоциума, символом, который связывает нас с предшествующими поколениями творцов великих идей, общезначимых ценностей и великого знания о предназначении человека.

Осетинские праздники
Осетинских праздников, пришедших к нам из глубины веков, и более современных, принятых осетинами уже в христианскую эпоху, – огромное количество. На Дону мы отмечаем Джеоргоба, а в прошлом году впервые отметили также День Хетага. Кроме этого, каждый год, вместе с Днем города мы отмечаем Ног Дзуар, почитаем покровителя и хранителя нового места обитания осетин.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *