nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Ростов… Город на донских берегах – промышленный и торговый, по-южному шумный и энергичный, всегда на пике эмоций, обладающий удивительной энергетикой и особой, неповторимой аурой… Его история на фоне древних российских городов, чей возраст исчисляется четырехзначными числами, может быть, и не впечатлит человека стороннего. Но какую яркую палитру событий вместила в себя она!
Сколько здесь переплелось – событий, говоров и акцентов, люд-ских судеб и историй народов, считающих Ростов своей родной землей… И каждый вносит в это многоголосие свои уникальные традиции, веру, талант, труд. Сотри малейший штрих – картина утратит и завершенность, и гармонию.
Когда появились на Дону представители еврейского народа? Пожалуй, что со времени основания города Ростова-на-Дону. По результатам переписи в 1796 году в крепости Димитрия Ростовского проживали семь мещан-евреев со своими семьями.
Но вот на надгробных плитах, найденных археологами в Танаисе, среди 603 имен семь – семитского происхождения. А плитам этим почти две тысячи лет…
Десятки ученых с мировым именем, талантливых музыкантов и спортсменов, блестящих юристов и врачей, мудрецов Торы и финансистов, строителей, промышленников, учителей, ремесленников дала нашему городу за два с половиной века его истории еврейская община. Судьбы всех этих людей неотделимы от истории Ростова, а имена достойны того, чтобы их знали потомки. Ведь вклад евреев в экономику города был столь признанным и значительным, что при присоединении Ростова к Области Войска Донского городская дума обратилась к императору с просьбой не выселять десять тысяч евреев, поскольку это – цитируем – «имело бы весьма гру-стные последствия для города и его обывателей…»

Куда бы ни забросила судьба евреев, свое обустройство на новом месте община начинает со строительства синагог, которые становились центром духовной жизни, еврейской традиции, культуры и просвещения.
Ростовские евреи отнюдь не были исключением из этого правила, и строительство новых синагог было заметным явлением в общественной жизни Ростова. Так, выступая на торжественном открытии нового здания Главной хоральной синагоги 30 августа 1868 года, городской голова Байков отметил участие в этом событии лиц различных вероисповеданий и известных общественных деятелей Ростова, увидев в этом начало решения поставленной им задачи «уравнять евреев в отношении общественного положения в городе с прочими гражданами»…
Хоральная синагога действительно стала культурным центром городского масштаба. Здесь, например, проводились органные концерты, собиравшие большое количество публики. Была своя синагога у членов ремесленного еврейского молитвенного общества.
А евреи Нахичевани-на-Дону сначала молились в арендованном здании, а потом купили на собственные средства дом и устроили там молитвенный зал с балконом, а также миквой и мацепекарней во дворе.
Многим еврейским мальчикам в Российской Империи были уготованы суровые испытания в жизни – большую ее часть отдать службе государю и Отечеству. Но, отслужив, еврейские солдаты-кантонисты могли селиться вне черты оседлости.
В 1862 году в Ростове они образовали Солдатское молитвенное общество, а через десять лет была возведена Солдатская хоральная синагога – та самая, которая и сегодня является духовным центром ростовских евреев.
Солдатскую синагогу не миновала участь большинства зданий религиозного назначения. В 35-м она была национализирована, и в здании разместились химическая фабрика и радиозавод. В апреле 1945 года часть здания была передана общине в пользование. Синагога возвращена в собственность Ростовской еврейской религиозной общине в 1991–1993 годах. В 2005 году историческое здание Солдатской синагоги пережило второе рождение: отреставрированной на средства местных меценатов синагоге был возвращен прежний облик. И вновь, спустя много десятилетий, здание синагоги венчают купола с шестиконечными звездами.
Просвещению своих детей ростовские евреи уделяли особое внимание. Несмотря на ограничительные процентные нормы приема в дореволюционные годы, многим из них удавалось получить хорошее образование. Порядка двадцати хедеров, частные школы, два училища «Талмуд Тора» – это еврейские учебные заведения, работавшие в Ростове в конце 19 века. Сегодня в здании одного из них снова слышны голоса еврейских детей – учеников гимназии с еврейским национальным компонентом обучения «Ор Авнер». Дети евреев учились также в частных гимназиях, средних и высших учебных заведениях Ростова и Нахичевани. А ростовские гимназисты, например в частной гимназии Степанова (ныне школа №36), в обязательном порядке изучали историю еврейского народа!
Благотворительность, милосердие, цдака всегда считались святым делом среди евреев. В 19-м – начале 20-го вв. в еврейской общине Ростова работали Комитет по пособию бедным евреям, учебные заведения для детей из малоимущих семей, Касса вспомоществования недостаточным учащимся-евреям Ростова и Нахичевани, детский приют, дневной приют «Ясли», дешевая столовая, общественная мацепекарня, еврейская богадельня, летняя дет-ская колония, ссудно-сберегательные товарищества и общества взаимопомощи при синагогах. Еврей-ские меценаты учреждали стипендии для одаренной молодежи, жертвовали средства для помощи малоимущим, финансировали строительство синагог, школ и больниц.
В 1881 году на перекрестке Никольской и Богатяновского спуска выросло здание новой больницы, названной Александровской в честь 25-летия правления Александра II. Потом к больнице были пристроены здания еврейской богадельни и больничной синагоги.
В советское время ее переименовали в больницу скорой помощи имени Ленина, но многие и сегодня называют ее «еврейской». Существовала больница на средства еврейской общины и пособие от городской думы. И лечили здесь людей любой национальности, особенно преуспев в профилактике и помощи больным туберкулезом – болезнью, ставшей бичом 19 века.
Традиции благотворительности живы в Ростове и сегодня. Еврей-ский благотворительный фонд «Хесед Шолом Бер» активно развивает социально-благотворительные программы для пожилых, одиноких людей и малообеспеченных семей.
Улицы Ростова – те самые, где сотни лет жили наши предки. Евреи, достигшие мировой известности, и те, кто просто жил и работал, в субботу ходил в синагогу и зажигал свечи в Хануку, растил детей, верил в их счастливую звезду, мечтал о прекрасном завтрашнем дне… Сегодня по этим улицам ходят их дети, внуки, правнуки. Такие же евреи, сыновья и дочери своего народа. История продолжается…

Будни и праздники: от вехи к вехе
Каждый день мы мчимся, как кажется, по замкнутому кругу: дом – работа – дом – работа… Будни. А вот и передышка – выходной. И радостный привал – праздник! Не будет преувеличением сказать, что именно этими вешками на нашем каждодневном пути и отмеряются наши дни и годы.
Чего-чего, а праздников в еврейском календаре хватает. В сентябре евреи празднуют новый год – праздник называется Рош а-Шана, буквально – «Голова года». Яблоки с медом и сладкая хала на праздничном столе символизируют надежды на то, что предстоящий год будет добрым и счастливым.
После исхода из Египта в течение сорока лет наш народ кочевал по пустыне и жил в палатках. В память об этом в дни праздника Суккот мы проводим трапезы в шалашах, которые строим во дворах и на балконах, и выполняем заповедь «нетилат лулав» – произносим благословение над букетом из четырех видов растений: пальмы, мирта, ивы и этрога. Эти растения символизируют разные типы людей – от мудрецов и ученых до тех, чью жизнь, может быть, и нельзя назвать образцовой. Но все мы – единый народ, и без ивы не берут этрог…
Зимой евреи празднуют один из самых ярких своих праздников – Хануку. Ханука – праздник чуда, праздник умножения света. Каждый вечер праздничной недели в еврейских домах зажигают свечи – на одну больше, чем в предыдущий. Зажигание свечей – символ готовности приносить свет в этот мир: сегодня – больше, чем вчера, завтра – больше, чем сегодня. А в память о чуде с масляным светильником, восемь дней горевшем в Храме, готовят вкуснейшие праздничные блюда с оливковым маслом: латкес, пончики, оладьи.
Кстати, этот праздник хорошо известен представителям всех национальных общин Дона. В дни Хануки Ростовская региональная еврей-ская национально-культурная автономия (председатель Юрий Герсилович Рубинов) и Ростовская еврейская община (председатель Михаил Витальевич Потапов) вот уже восемь лет подряд проводят большой межнациональный праздник, в программе которого неизменно – торжественная церемония награждения лауреатов премии «Человек года». Это высокое звание получают представители еврейской диаспоры Ростова и национальных диаспор, внесшие значительный и признанный вклад в развитие экономики, культуры, науки, искусства, образования Дона, а также в поддержание согласия и толерантных отношений в гражданском обществе, развитие и возрождение национальной культуры своих народов. В 2008 году «Человеком года» был назван председатель совета Ново-Нахичеванской-на-Дону армянской общины Арутюн Арменакович Сурмалян – в номинации «За вклад в развитие межнациональной дружбы, согласия и толерантности».
Первый весенний еврейский праздник – Пурим – отмечается в память о спасении еврейской общины Персии в IV в. до н.э. В этот день во всех синагогах мира читают Свиток Эстер, в котором описаны события тех дней. Этот рассказ – модель чудесных спасений евреев на протяжении всей истории народа. Пурим – это праздник искрометного веселья и карнавальных представлений – пурим-шпилей. Евреи Ростова всегда отмечают этот день большим Пурим-карнавалом в Ростовской синагоге.
И, конечно, символ расцвета весны – Песах, праздник освобождения еврейского народа из египетского рабства. На Седере – церемонии празднования – евреи читают повествование о событиях Исхода и переживают их так, как будто это происходит с ними сейчас – такова заповедь праздника. И еще в Торе сказано, что долг каждого еврея – рассказать своему сыну, как мы были рабами в Египте и как вышли оттуда; как стали единым народом, Народом Книги. Так знание истории и традиций народа передается от поколения к поколению.
Рассказ о буднях и праздниках календаря еврейской жизни будет неполным, если не сказать о том празднике, который приходит в еврейские дома каждую неделю. Что все-таки делает еврея евреем? Есть много вещей, которые отличают еврейский образ жизни.
Но есть в короне нашего народа яркая, драгоценная жемчужина, благодаря которой евреи за тысячелетия рассеяния сохранили свою самобытность и национальную целостность. Это – Шабат, еврейская Суббота. Дни недели именуются в еврейской традиции по порядковому номеру: первый день, второй день и так далее. Но седьмой день имеет особенное название: «шабат» – «покой». Мудрецы говорят: «Больше, чем евреи хранили Субботу, Суббота хранила евреев». Заповедь Субботы – «Помни день субботний, чтобы освятить его» – является четвертой из Десяти Заповедей, которые были высечены на Скрижалях.
Шабат – это действительно праздник, а не просто выходной день: в нем есть торжественная церемония встречи, целых три праздничных трапезы и немного печальный, но светлый ритуал проводов. Шабат приходит в наш дом еще в пятницу вечером – за 18 минут до захода солнца еврейские женщины – и девочки тоже! – зажигают субботние свечи и произносят благословение. В этот особенный момент, закрыв глаза руками, они просят добра, здоровья, удачи для всех членов своей семьи – и для всех евреев. Субботние свечи освещают (и освящают) еврейский дом, приносят в него тепло и радость. Этот день принято посвящать самому важному, что есть у человека: семье и духовному росту.
И снова, как десятки лет назад, каждую субботу, каждый праздник, и во все дни года спешат в Ростовскую синагогу евреи Ростова – чтобы, как все поколения предков, встретить Шабат, отметить праздничный день еврей-ского календаря, принять участие в многочисленных программах Ростов-ской еврейской общины и национально-культурной автономии – образовательных и традиционных, культурно-досуговых и специальных детских, во встречах участников клубов – молодежного, женского; в благотворительных акциях и проектах. Спешат в свою еврейскую общинную семью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *