nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Своим взглядом на вопросы обеспечения безопасности Республики Армения и НКР в случае возникновения угрозы со стороны Азербайджана, роли ОДКБ и эффективности ее механизмов поделился директор Армянского национального представительства Института ОДКБ и Международного общественного центра информационной поддержки ОДКБ, кандидат технических наук Нвер Суренович Торосян.
Как выглядит, на ваш взгляд, сценарий поддержки Армении и НКР со стороны ОДКБ в случае возникновения азербайджанской угрозы?
В первую очередь, отмечу, что безопасность Армении и НКР тесно взаимосвязана. И при реальной угрозе в отношении НКР не думаю, что Армения будет наблюдать за происходящим со стороны. Равно не останутся в стороне и стратегические союзники Армении, в том числе и партнеры по ОДКБ (Организации договора о коллективной безопасности).
Наглядно демонстрирует готовность Организации обеспечить безопасность входящих в него государств Статья 4 Устава ОДКБ, в которой четко зафиксировано, что в случае, если одно из государств-участников подвергнется агрессии, все остальные участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную. На это обстоятельство указывает в своих выступлениях и генеральный секретарь ОДКБ Н.Н. Бордюжа.
Важно, что нагорно-карабахский конфликт находится в поле зрения Организации. Так, например, на состоявшейся 12 апреля 2012 г. в Москве 9-й международной научно-практической конференции «Организация Договора о коллективной безопасности как фактор обеспечения стабильности и безопасности на евразийском пространстве» в своем выступлении генеральный секретарь ОДКБ Н.Н. Бордюжа озвучил тревогу, связанную с процессом усиленной милитаризации Азербайджана и систематически раздающимися из Баку заявлениями о готовности возобновить военные действия. Участниками были поддержаны усилия международных посредников – Минской группы ОБСЕ, а также прямые переговоры лидеров Армении и Азербайджана при посредничестве президента России, направленные на урегулирование проблемы политическим путем.
На мой взгляд, первая реакция со стороны ОДКБ в случае возникновения угрозы будет осуществлена как раз на политическом уровне, дипломатических площадках в виде заявлений и призывов к миру. Если они окажутся неэффективными, то, несомненно, будет оказана реальная помощь, в том числе и военная, союзниками Армении, на что указывается и в международных договорах.
Непосредственно меры и механизмы, соответствующие решения будут выбраны и приняты на немедленно созванном по данному вопросу заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ и будут отвечать конкретной ситуации, соответствовать Уставу ОДКБ, международным договорам, в том числе двусторонним договорам Российской Федерации и Республики Армения.
Более того, хочу обратить внимание на то, что помощь союзников Армении нельзя рассматривать как агрессию в отношении третьей стороны. Она носит исключительно защитный характер и направлена на сохранение мира и стабильности, безопасности армянского государства.
Как вы оцениваете эффективность предлагаемых мер по обеспечению безопасности Республики Армения и НКР?
Что касается эффективности мер ОДКБ, то прежде всего отмечу, что вся система обеспечения безопасности Армении напрямую связана с Россией. Ни с одним государством-участником ОДКБ у Республики Армения нет такой, как с Российской Федерацией, нормативно-правовой базы двустороннего сотрудничества в военно-политической сфере. Полагаю, что развитие комплексной многосторонней системы обеспечения безопасности способствовало бы большей ее эффективности.
Относительно эффективных способов устранения угроз миру и стабильности, предотвращения решения вопросов военным путем считаю таковыми переговоры и встречи на дипломатических площадках. Это признается всеми разумными государствами, но отрицается властями Азербайджана. На мой взгляд, подобные высказывания азербайджанского руководства о нежелании решения вопросов мирным путем являются информацией для внутреннего потребления и связаны с подготовкой к предвыборной кампании президента страны. Уверен, что общество Азербайджана и сам президент не хотят войны.
Каковы, на ваш взгляд, слабые стороны обеспечения безопасности Республики Армения и Нагорного Карабаха? На что необходимо обратить большее внимание?
Важной составляющей системы коллективной безопасности, обеспечения безопасности Армении и Нагорного Карабаха является информационная безопасность. Ведь государства в современном мире начали воевать и на информационном поле.
Так, политика дезинформации выбрана Азербайджаном, старающимся обеспечить в информационном пространстве себе алиби в вопросах организации резни армянского населения в городах Баку, Сумгаите и Кировабаде, в развязывании войны с НКР и пр.
Важность направления обеспечения информационной безопасности была понята нами и пять лет назад, когда при поддержке генерального секретаря ОДКБ Н.Н. Бордюжи в Ереване был открыт Международный общественный центр информационной поддержки (МОЦИП) ОДКБ. До сих пор мы продвигаем эту миссию по выявлению дезинформационных кампаний со стороны Азербайджана, каждый раз находя новые современные средства и подходы для обеспечения информационной поддержки Организации, информационной безопасности внутри Армении и за ее пределами во всем регионе Южного Кавказа.
Важной составляющей обеспечения безопасности Армении и НКР необходимо считать и экологическую безопасность. В этом новом направлении мы также ведем непрерывную работу. Так, например, в 2010 году в Ереване нами была проведена Международная научная конференция по вопросам экологической безопасности, участниками которой стали более 50-ти представителей 20-ти стран мира.
Со своей стороны также добавлю, что МОЦИП ОДКБ и Институтом ОДКБ в Армении будет и дальше осуществляться весь спектр необходимой общественной, научной, информационной работы, направленной на обеспечение эффективной безопасности Республики Армения и Нагорного Карабаха.
Беседу вела Екатерина Жиренко

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *