nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В Донской государственной публичной библиотеке открылась персональная выставка произведений члена СХ России, доцента ЮФУ, кандидата педагогических наук К.Т. Даглдияна.

В ноябре 1988 года в выставочном зале Союза художников на ул. М. Горького‚ 84, открылась выставка художников объединения «Чалтырь». Любители изобразительного искусства нашего края смогли воочию убедиться, какую удивительную плеяду ярких и самобытных художников дал Дону не такой уж большой поселок Ростовской области Чалтырь, жители которого сохраняли и передавали из поколения в поколение традиции высокой культуры своего народа. Среди участников этой выставки был и Калуст Тигранович Даглдиян, имевший за плечами два художественных образования: Ростовское училище им. М.Б. Грекова и Ленинградское художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (ныне Художественно-промышленная академия им. В.И. Мухиной). На телепередаче‚ состоявшейся после выставки объединения «Чалтырь» и посвященной его художникам, Калуст Даглдиян смело и справедливо сказал: «В шуме и грохоте больших, наспех написанных, но отвечающих конъюнктурной тематике холстов очень трудно бывает выжить небольшому, но подлинно ценному в художественном отношении произведению. И зная заранее официальное требование, чтобы попасть на выставку, молодой художник часто ломает себя, жертвуя художественными качествами своей работы».
С тех пор много воды утекло, и ситуация резко изменилась. Сегодня можно писать что угодно и как угодно – никто препятствовать и порицать не станет. Нынче не выставкому надо угодить, а заезжему представителю артрынка. И опять встает вопрос о ломке личности.
Живописные работы Калуста Тиграновича последних тридцати лет, несомненно, характеризуют его как художника, в основе искусства которого лежат принципы высокой профессиональной культуры и духовности; им он не изменял и не изменяет, к каким бы творческим экспериментам ни обращался. В создании образа произведения в его женских портретах, мотивах природы, букетах полевых цветов всегда очевиден поиск эстетических ценностей и убедительных средств и возможностей их поэтической интерпретации. Работы Даглдияна привлекают ясностью, открытостью взгляда на мир, страстностью утверждения жизни и вселяют в людей веру в воздействие на человека магии творчества и самого творца.
Калуст Тигранович очень любит писать цветы – особенно полевые. И в их облике он стремится не только раскрыть особую красу степной природы, но и наделить эти живые создания неповторимым, присущим только им сюжетом. В натюрморте «Цикорий» (1991) художником удачно подобран гаснущий темно-синий фон. У Даглдияна цикорий – это голубое созвездие степи, всегда возвышающееся над разнотравьем, и даже попав в интерьер, оно продолжает мерцать синим звездопадом. А вот неожиданный конфликтный образно-пластический ход – «Подсолнухи» (1989). На беспокойном ультрамариновом фоне большой, только что сорванный букет золотистых цветков подсолнуха напряженно борется с вязкой синью пространства, стремясь гордо сохранить свою красоту. Очень величаво, силуэтно возвышаются на светлом фоне «Розы» (2003), разрезающие колкими листами пространство раскаленного неба.
В композициях Калуста Тиграновича с такими прозаическими названиями, как «На кухне» (1979)‚ «На даче» (2004), «Натюрморт с картошкой» (1979), всегда есть пространство для размышления зрителя. Но настраивает камертон для эмоционального контакта с ним сам автор. А в авторской позиции художника всегда заложено лирическое начало, дающее возможность человеку прикоснуться к самому творческому процессу, чтобы снять пелену обыденности с мира вещей и предметов, окружающих его в повседневной жизни.
К.Т. Даглдиян – автор целого ряда портретов, в которых определились его представления о том, что есть личность и что в ней вызывает особый интерес для художника. Но хотелось бы упомянуть два автопортрета художника, между написанием которых лежит временное пространство более 15 лет и которые достаточно выразительно, как нам представляется, характеризуют этот промежуток времени как некую духовную эволюцию самого автора. «Автопортрет» (1986) написан с некоторым романтическим уклоном, где в образе, в самой фигуре есть ощущение внутренней энергии, целеустремленности, уверенности в себе. В работе же 2002 года (крупным планом голова) мы видим человека, имеющего определенный жизненный опыт. Кроме оного есть в образе еще и скептицизм, и какое-то душевное в чем-то сомнение. Этот человек живет уже не в воображаемом, а в реальном мире. Ну что ж, пожелаем Калусту Тиграновичу, чтобы его богатый творческий потенциал принес ему в этом реальном мире XXI века радость творческих удач, а почитателям его таланта – радость встреч с его новыми произведениями.
Валерий Рязанов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *