Со времен принятия христианства, первых Вселенских соборов, Анийского царства, Крымского и Донского периодов, наши предки неизменно сохраняли древние заветы «заложенные апостолами и нашими блаженными отцами». Особенно твердо они стояли в вопросах церковного календаря. Свидетельство этого мы находим в церковной книге Чалтырской церкви Сурб Амбарцум, изданной в 1872г., в которой подробно написан исконно верный принцип составления календаря праздников нашей церкви.
Но в 1923г католикос всех армян Геворг V Суренянц изменил церковный календарь Ново-Нахичеванской и Российской епархии на юлианский календарь (старый стиль — плюс тринадцать дней). Это вызвало очень сильные недовольства среди донских армян, потому что они не хотели отказываться от своего традиционного армянского календаря наших предков. Доказательством этого служат многочисленные жалобные письма Главы Нор Нахичевана Католикосу всех армян. Но впоследствии, во время Советского Союза, наши церкви не действовали или были превращены в музеи, и поэтому наш народ потихоньку забыл про эти изменения календаря, которые вскоре стали для донских армян привычными, что сохранилось и после распада Советского Союза.
Последние пятнадцать лет наша Ново-Нахичеванская и Российская епархия снова возвратилась к традиционному календарю наших предков (новый стиль).
Главные Христианские праздники – это Рождество Христово и Богоявление, и Святая Пасха – Воскресение Христово. Все остальные праздники рассчитываются относительно их.
Согласно греческим и латинским летописям, до IV века Рождество и Крещение Господне праздновалось 6 января во всем христианском мире.
Святая Армянская Апостольская Православная Церковь отмечает Рождество и Крещение Христово (Богоявление), как в Древней церкви, в один и тот же день, 6-го января, потому что Иисус Христос крестился в день своего тридцатилетия. «Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился, и начал учить».
В Риме, начиная с 336-го года, праздник Рождества стал отмечаться 25 декабря. Еще в древности в этот день язычники чествовали непобедимого Бога Солнца Митры. Чтобы искоренить языческий праздник, вскоре на Западе Рождество стали отмечать 25 декабря, а Крещение осталось 6 января. Это нововведение постепенно распространилось и на Востоке. Русская православная церковь празднует Рождество Христово по старому стилю, то есть 25 декабря плюс тринадцать дней — 7 января, а Крещение соответственно – 6 января плюс тринадцать дней — 19 января.
Армянский астроном, математик и календаровед VII века Анания Ширакаци, в своем труде «Слово математика Анании Ширакаци, сказанное на Богоявление Господа и Спасителя нашего» приводит расчеты и исторические материалы, на основании которых доказывает, что Рождество следует справлять не 25 декабря, а 6 января, одновременно с праздником Крещения.
При внимательном изучении Евангелия необходимо принять во внимание следующие события. Нам известно, что во время служения старца Захарии в Храме Соломона, Ангел известил его о рождении Иоанна Крестителя, который родился на 6 месяцев раньше Иисуса Христа. Все священники в Иудее были разделены царем Давидом на 24 чреды, которые служили по очереди. Захария принадлежал к Авиевой чреде, 8-й по счету, время служения которой приходилось на конец августа — первую половину сентября. Вскоре «после сих дней», то есть примерно в конце сентября, Захария зачинает Иоанна Предтечу. В 6-й месяц после этого, то есть в начале апреля, Ангел Господень возвестил Пресвятой Богородице о непорочном зачатии Сына. И если мы от 6-го января высчитаем ровно девять месяцев, то это совпадет с праздником «Благовещение Пресвятой Богородицы», т.е., с 7 апреля.
Итак, датой (6 января) празднования Рождества Христова определяются даты следующих праздников, связанных с Рождением Христа:
13 января — Обрезание Господне (Наречение имени Господа Иисуса)- на восьмой день после Рождества.
14 февраля — Сретение Господне (Теарндарач)- спустя 40 дней после Рождества.
7 апреля — Благовещение (Аветум)- за 9 месяцев до Рождества Христова.
Таким образом, можно сделать вывод, что истинной датой Рождества Христова, Крещения и Богоявления является 6 января. И наша Армянская Апостольская церковь осталась верна древнейшим традициям, переданным самими апостолами – учениками Иисуса Христа.
Принцип расчета Святой Пасхи
Принцип расчета дня Святой Пасхи был утвержден на 1-м Вселенском Соборе в городе Никея в 325 году, когда утвердилась основа Православия.
День Святой Пасхи празднуется в первое воскресенье, следующее после полнолуния, следующего после дня весеннего равноденствия. День весеннего равноденствия 21 марта, в нынешнем, 2016 году первое полнолуние после дня весеннего равноденствия будет 23 марта, а 27 марта – воскресенье, значит и Пасха – Воскрешение Христово. 49-ю днями раньше Пасхи бывает Истинная Масленица Бун Барекендан (7 февраля 2016г) и с 8 февраля 2016г начинается Великий пост (Мец пахк). За неделю до Пасхи празднуем Вход Господен в Иерусалим или Вербное Воскресенье (Цахказард, Царгодронк).
Вознесение Господне (Сурб Амбарцум) произошло через 40 дней
(5 мая) после Воскресения Христова — Святой Пасхи. А Сошествие Святого Духа – Троица — через 50 дней (15 мая) после Пасхи.
Использованная литература:
1. «Чашоц», календарная книга праздников и богослужебный чтений из Святого Писания. На арм. языке, Эчмиадзин, 1872г.
2. Официальный сайт Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви www.armenianchurch.ru;
3. Официальный сайт Русской православной церкви www.patriarchia.ru;
4. «Вопрос церковного календаря в армянской диаспоре»
Мирон Гайбарян статья на арм. языке.