nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Я думаю, Шекспир, зная на самом деле конституцию хищной наследницы Птолемеев, умышленно представил любовь Клеопатры и Антония в стиле «Ромео и Джульетты». Но разберемся и мы сами, могла ли Клеопатра, женщина властная, коварная, страстная в любви до беспредела, любить Марка Антония, и не является ли великий триумвир жертвой египетской царицы? Даже отбросим в сторону тот факт, что до этого Клеопатра сумела положить к себе на грудь голову великого Гая Юлия Цезаря и родила от него сына Цезарикона, которого Цезарь, опытный любовник, обкрутивший не одну римскую матрону, зная наклонности Клеопатры, не признал своим наследником, хотя и был бездетным.
А завлечь вечного пьяницу и кутилу, любимца римского народа Марка Антония для египетской царицы оказалось совершенно не трудным, – чары ее были колдовскими, когти – настоящей светской львицы древности.
А вот Марк Антоний на самом деле любил ее и мог бы победить никудышного и хитроватого Октавиана Августа (Антоний был кумиром римского народа). Но, вступив в связь с египетской путанкой, лишился своей поддержки, ибо Октавиан, обладавший дипломатическим талантом (на уровне современной Турции), смог в сенате поменять мнение о Марке как о «подкаблучнике» хитрой и коварной Клеопатры. Уже в битве при Акции она предала Антония, стала причиной его поражения в морском сражении.
Под влиянием Клеопатры Антоний терял свои человеческие качества. Когда в войне с парфянами он терпел поражение и был на краю гибели, его спас благородный армянский царь Артавазд II, сын Тиграна Великого, и перевел войска Антония на армянскую территорию. В благодарность за это Антоний пригласил Артавазда на пир, там приказал его посадить на цепи и отправить в Александрию к возлюбленной своей Клеопатре. В то же время выпустил монету «За победу над Арменией». Вскоре в Александрии «государыня-рыбка» Клеопатра потребовала от армянского царя корону царя царей Востока, завоеванную еще Тиграном Великим во время похода на столицу Парфии Ктесифон и его захвата. Артавазд должен был на четвереньках проползти перед влюбленной парой, преподнести корону отца и поцеловать ноги великой царицы. Ему было 60 лет, он, гордый, в цепях прошел перед Марком Антонием и Клеопатрой и презрительно плюнул в сторону Клеопатры. На следующий день он был брошен с сыновьями в клетку со львами. Именно это использовал Октавиан как великий довод в сенате. Он сказал, что Антоний никакой победы не одерживал над Арменией и ни за что казнил самого мирного царя Азии по прихоти «египетской блудницы», и весь сенат поддержал его. Предала Клеопатра Антония и в самый ответственный момент. Она послала к Октавиану людей, что готова стать его любовницей и ублажать его тогда, когда он захочет этого. Но Октавиан отказался от ее похотливых услуг и в послании написал, что она поедет в Рим в золотых цепях, как рабыня для триумфа, а после триумфа будет обезглавлена. После этого она приняла яд, а не из-за смерти Антония. Это уже исторические факты. Европейская традиция представлять Клеопатру как жертву «безумной любви» абсолютно не соответствует действительности. Об этом можете прочитать и в моей драме «Царь Артавазд».
Ара ГЕВОРКЯН,
поэт, драматург

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *