nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

На просторах соцсетей мы часто сталкиваемся со спорами, где оппоненты, не имеющие соответствующего образования, доказывают с пеной у рта: кто такие армяне? Кавказцы ли армяне? Кавказ ли Армения? Откуда взялись армяне, называющие себя арийцами? Кто такие арии? И прочее…

Человечество

На языках индоевропейской семьи общается примерно половина человечества. Но об индоевропейцах, которые дали нам эти языки, до сих пор почти не известно. Когда они жили? Где? Какой культурой обладали? Все, что нам известно, — это самая малость. А ведь они, эти индоевропейцы, и наши предки — предки армян.
Население земли 7 млрд человек. Но были времена, когда исчисление составляло до миллиона, а то и меньше. Этнос породил племя. Племя — нацию. Нация — народ. Тысячи небольших племен некогда населяли Землю. Они дали миру огромные нации и народы. Лингвистика четко распределяет, из какой одной семьи, племени распространились современные народы. К примеру, финны, эстонцы, удмурты, марийцы, карелы… Эти народы причислены к уральской семье. Указание на то, что их предки зародились у отрогов Уральских гор. Современные ученые считают, что это Южный Урал. Соответственно, когда мы говорим об алтайской семье, подразумевается, что предки современных тюрок, монголов, тунгусов, входящих в эту семью, зародились на Алтае и далее распространились по материку. То же с кавказской семьей, с прямым намеком на то, что народы кавказской семьи зародились у отрогов Кавказа. А точнее — Большого Кавказского хребта. Это вайнахи, адыги, десятки народов Дагестана. Позже к автохтонам Кавказа, к кавказской семье, подселились соседи: тюрки, предки которых исходят из Алтая, и осетины — индоевропейский народ, потомки индоевропейского аланского племени, пришедшего на Кавказ с юга. Кстати говоря, генетическая память порой сказывается и в языке. К примеру, на современном языке вайнахов — ингушей и чеченцев — «осетин» будет «хири», что значит «чужак». Да сам этноним «осетин» далеко не осетинский и даже не индоевропейский. Осетинами народ прозвали другие автохтонные соседи-кавказцы — картвелы. И в переводе с грузинского «Ос эти» — «территория народа Ос». Сравните с областями Грузии — Кахети (Кахетия), Имерети (Имеретия), Сванети (Сванетия) и т. д. И несмотря на то что осетины за многовековую историю, не будучи этническим народом кавказской семьи, находятся в самом сердце Кавказа и вобрали в себя массу кавказской культуры и традиции, этот индоевропейский народ по сей день называет себя самоназванием ирон в память о предках ариях. Так кто такие арии и индоевропейцы?

Индоевропейцы

Как было сказано выше, большинство народов классифицируется по семьям, названным точкой географического исхода. Кроме семито-хамитской семьи (арабы, евреи, ассирийцы, копты и т. д.), именуемой библейскими персонажами Симом и Хамом — сыновьями Ноя. Путаница лишь в индоевропейской семье народов. Возникает вопрос: почему она «индоевропейская»? Почему не индийская или не европейская? Ведь от Индии до Европы почти пять тысяч километров. Не мог же предок современных индоевропейских народов жить на таком огромном пространстве?! Конечно же, не мог! Причины две: одна географического характера, другая политического. Географическая подразумевает современную разбросанность народов от Индии до Европы. Политическая же составляющая возникла относительно недавно. Прародителем индоевропейских народов являются арии. До начала 20 века в научных кругах эту семью народов так и называли — арийская семья, или индоарийская семья. С началом прихода к власти национал-социалистов в Германии понятие «арийские народы» стало искажаться в политических целях. У большинства человечества понятие «арий», «ариец» стало связано не с этногенезом, лингвистикой или науками в целом, а именно с Гитлером, нацизмом и расизмом. Было рекомендовано переименовать эту большую арийскую семью в индоевропейскую. Хотя началась вся эта эпопея о сверхчеловеке-арии даже не с Гитлера, а с немецкого востоковеда 19 века Фридриха Макса Мюллера. Его идея была позже подхвачена немецким философом Фридрихом Ницше, ну а реализовал ее на практике уже сам Гитлер. Отсюда и пренебрежение к одному только этнониму «арий». А ведь потомков этого племени сотни народов, среди которых славяне, немцы, англичане, итальянцы, греки, албанцы, армяне, персы, народности Северной Индии…
Кстати, после Второй мировой войны, когда мужами науки было предложено переименовать арийскую семью в индоевропейскую, решительно против этой идеи был иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви. Дело в том, что когда пехлевиды, персы, скинули тюркскую династию с престола Персии (а тюрки несколько столетий занимали престол), Реза Пехлеви, отец Мухаммеда Пехлеви, не только своим приходом на трон восстановил исконную персидскую, арийскую, династию в Персии, но и переименовал Персию в Иран. Что в переводе «Ирон» — «арии», «Страна ариев». Сравните с самоназванием осетин — «ирон», о котором мы говорили выше. Между учеными Востока и Запада, экс-союзниками Гитлера и противниками, возник спор. В конце концов, компромисс был найден: арийскую семью народов стали называть индоевропейской, а самих же персов и ираноязычные народы от Ирана до Индии — индо-арийской (иранской) группой индоевропейской семьи. С тех пор в одной семье пошло такое разделение. Но откуда взялась сама семья? Где их корни?

Арии

О том, где находилась прародина индоевропейцев, ученые до сих пор спорят. Версий масса. Но самые популярные из них — это низовья Дуная, северное Причерноморье, Балканы, Армянское нагорье (которое еще называют Восточно-Анатолийское) и Иранское плато близ Урмии. Есть даже некая курганная теория, в которой предполагается, что протоиндоевропейцы — выходцы из Турана. Лично я колеблюсь между двумя теориями происхождения: это либо Армянское нагорье, либо иранская (урмийская) теория. И не потому, что к этому склоняется большинство индоевропеистов, таких как Иванов, Гамкрелидзе, Фурника, Унбегаун и др. Во-первых, на территории Армянского нагорья и современного Ирана, в отличие от других стран, претендующих на прародину индоевропейцев, сохранилось больше всего артефактов в виде посуды и орудий ариев, а также ряд некоторых капищ с божествами (а индоевропейцы были политеистами) и свастиками — знаками Солнца. Свастики сопровождают даже атрибутику одежды фигурок божеств, найденных на Армянском нагорье и в Иране. Во-вторых, мне выпала в жизни большая удача поработать пару недель в компании норвежского ученого и этнолога Тура Хейердала. Согласно теории Хейердала, миграция викингов, по его предположению, проходила от берегов озера Урмия, между Армянским нагорьем и предгорьями Загроса и дальше на север через Кавказ, Дон, запад современной России до Скандинавии. А викинги, как мы знаем, тоже были носителями индоевропейского языка. Впрочем, помнится, свое мнение по армянонагорскому и одновременно урмийскому я предложил в реферате господину Хейердалу. Он не стал отрицать возможность того, что территория зарождения ариев (протоиндоевропейцев) могла быть более обширна и охватывала также и Армянское нагорье. Учитывая, что от Урмии до самого нагорья рукой подать. Всего лишь 300-400 км. А арии, прежде чем осесть, были кочевниками. В-третьих, в индийских Ведах четко сказано, что арии пришли к берегам реки Инд оттуда, куда уходит солнце, т. е. с Запада. Если же верить предложенной курганной теории (а Туран расположен к северу от Индии), то и Веды об этом умалчивают, и здравый смысл. Ведь чтобы из Средней Азии добраться до Инда, нужно перейти Гиндукуш. А его площадь почти 155000 кв. км при длине и ширине 500 с лишним км и высотами до 7708 м. Зачем ариям бродить по холодным горам со скудной растительностью, в мерзлоте… К тому же не зря эту горную гряду назвали Гиндукушем, что в переводе означает «убийца индусов».
Что касается остальных теорий, то опять же, как говорится в научных кругах, — жиденько. Слишком длинна миграция от Днепра до Инда. Да и что могло заставить протоиндоевропейцев покидать чернозем — а они были трудягами, обширные реки и озера и перебираться через горы и пустыни в неизвестные земли. Оттого Армянское нагорье и иранская (урмийская) версия наиболее правдоподобны по всем показателям. И, главное, эти регионы находятся аккурат между Индией и Европой. Именно Армянское нагорье является центром между Индией и Европой. Миграция проходила с Армянского нагорья как на Восток до Индии, так и на Запад до Европы. И весь этот обширный ареал расселения потомков арийских племен назван нынче индоевропейским ареалом. Современные армяне, персы, курды, греки и почившие, родственные нам индоевропейские народы — фригийцы, хетты, лувицы и т. д. являются и являлись не только отцами-основателями современных индоевропейских народов, но и тесно граничили с инородными племенами: на юге с семитскими, на севере — с кавказскими.

Язык

Если современные индоевропейские народы одного корня, протоиндоевропейского ария, соответственно, должны говорить на одном языке. Так почему же армянский отличается от английского, персидский от русского, греческий от французского? И все они вместе взятые отличаются друг от друга. Ведь в одной семье мы говорим на одном языке. И не могли представители одного племени говорить на разных языках. На эти вопросы ответить легко и просто.
Миграция индоевропейцев происходила в несколько этапов. А началась она из прародины, как полагают ученые, 6000 лет назад. Кто-то раньше начал мигрировать, кто-то позже. Оседали на чужих землях, в чужих краях. Соответственно и контактировали с чужаками. К примеру, арии, ушедшие на восток, к долинам реки Инд и южнее, столкнулись с чернокожими дравидами австралоидного происхождения. Что-то арии передали им от себя, а что-то переняли и сами от них. В языке ариев долины Инд стали постепенно возникать слова местного дравидийского происхождения. А через столетия так и вовсе эти арии стали говорить на языке уже отличном от первоначального. И внешностью стали немного походить на автохтонов дравидов. Оттого индийцы нынешние так не похожи на своих далеких братьев англичан — белокурых. Более того, у одной индоевропейской семьи возникает группа, отдельная от остальных индоевропейцев — индийская. Ведь возник новый язык на основе индоевропейского, но уже с примесью автохтонов Индостана. То же происходит с другими ариями, мигрировавшими в разные уголки Евразии. Оседлость на новых землях, контакты с автохтонами начинают порождать все больше и больше групп: осевшие у берегов Днепра арии объединяются в славянскую группу. Те, что пошли дальше на север, — в летто-литовскую группу, далее — в германскую группу… Мигрировавшие на запад объединяются в греческую, албанскую, романскую группы. Но были и те, кто решил не покидать изначальный ареал и объединился в армянскую и иранскую группы. За 6000 лет индоевропейцы уже не понимают друг друга. Но те, кто состоит в группах, находятся в более близких родственных связях. Ибо, например, относительно недавно группы стали разбиваться по национальностям. Славянская группа разбилась на русских, поляков, чехов… Германская — на немцев, шведов, англичан… Романская — на итальянцев, испанцев, португальцев и т. д.
Но неужели из прошлого никаких слов не донесли родственники? Конечно же, донесли. Если вслушаться, то можно понять. К примеру, в ареале обитания ариев не водились жирафы. Они не сталкивались с ними. Соответственно, у ариев и не было названия этого животного. И все мы называем жирафов «жирафами», семитским словом, где жирафы водились. Кстати говоря, «жираф» перенят французами от арабов. Это животное арабы называли «зарафа», что значит в переводе с арабского — «шутка». Видимо, арабы имели в виду, что Создатель пошутил над шеей животного, создавая его. Тем не менее довольно много глаголов, местоимений и существительных сохранились общими во всех индоевропейских языках. Нужно только прислушаться. Ведь нынче у каждого индоевропейского народа образовалась своя транскрипция за тысячелетия отдельного от братьев существования. Какие это могут быть слова? В основном, те, которые произносили еще протопредки арии, которые были знакомы им еще 6000 лет назад. Например, могли ли быть знакомы ариям часы? Конечно же, нет. Это новое изобретение. Оттого и на всех индоевропейских языках «часы» могут по-разному звучать. А зебры? Тоже нет. Как, впрочем, и жирафы. Но арии сталкивались со многими животными своего ареала и первыми одомашнили их. Оттого и сохранились за шесть тысячелетий общеиндоевропейские слова. Например, кот (слав.), katze (герм.), катта (санскр.), кату (арм.), гата (греч.), gato (исп.), chat (фр.). Обратите внимание, французский кот читается «ша». Но если не исключать из внимания обстоятельство, что латинская «с» произносилось звуком «k», то тоже получается kat. Можно еще десятки аналогий провести с животными, с которыми сталкивались арии, и по сей день называют их так, как и прежде называли. К примеру, «корова», которую одомашнили арии и первыми стали употреблять коровье молоко, изготавливать сыры. Армяне называют корову «ков», англичане — cow, немцы — Kuh, персы — коу, индийцы — гоу и т. д. Кроме животных, ариям (протоиндоевропейцам), несомненно, были известны и всяческие природные явления, сопровождавшие их тысячелетиями. Ну, скажем, «месяц» («луна»). «Месяц» у романских групп (испанцев, португальцев…) — mes, mese. У индийцев — мас. У армян — амис, амес. Или, например, «солнце», которое древние славяне называли «ярило» от протославянского «яриво», можно сравнить с армянским «арев» или древнеиндийским — «арьяв», позже превратившимся в санскрите в «сурья». Так же видно, что арии жили у водоемов. Посему и «озеро» одинаково звучит почти у всех индоевропейских народов. Англичане называют его lake, испанцы — lago, албанцы — liqen, греки — лимни, армяне — лич…
Можно привести пример с частями тела, которые, конечно, также сопровождали пожизненно индоевропейские народы от протоария до наших дней. Например, глаза. Славяне их называли «очи», армяне — «ачкер», индийцы — «акхе», испанцы — ojo (срединная «ч» превратилась в «х». Но если заменить, то будет «очо») или итальянцы — occhi (оки)… Можно провести аналогию со словом «голова», созвучным с армянской «глох», «глух» (в зависимости от диалекта), древнеиндийским «глахва»… Или, например, куда тянется любой младенец? Конечно же, к материнскому соску, который славяне называли «титя», армяне «цет», англичане tit, tits, испанцы teta, tetas, итальянцы tetta, индийцы же транскрибировали и называют «чучи», что созвучно с «тити». Да и «мать» у индоевропейцев сохранилась — армянское «майр», персидское «мадар», индийское «матар», славянское «матерь», немецкое mutter и т. д.
Возьмем для очередного примера другой орган — «сердце». Славяне его называли «сърце», армяне «серт», «сирт», на санскрите — «сарта»… Арии, ушедшие от нас на север, превратили первый звук «с» в холодный «х». Оттого по-немецки вместо «серц» произносится herz, также и у англичан вместо «сард» произносится heart. Зато арии, вышедшие к средиземноморским берегам, отправившиеся на запад, звук «с» уже превратили в «к». Оттого у греков вместо «сардиа» произносится «кардиа»…
Арии жили в домах и имели дверь — вход в хижину. Оттого и эти слова сохранились. Сравните славянское «дом», армянское «тун», английское town, что в последующем стало означать «город», синонимизировавшийся с домом. Или славянское «дверь», индийское «двар», армянское «дур», немецкое Tur, английское Door, персидское «дарбан». Интересно также сравнение славянского «очаг» с армянским «оджах»…
Это только малая толика тех приведенных примеров в словах индоевропейцев. Теперь настало время поговорить о некоем важном ритуале, который отличал протоиндоевропейцев от племен кавказской, алтайской, уральской и других семей.

Ритуал

Традиция захоранивать тела умерших в землю зародилась в среде проиндоевропейцев и сохранилась у большинства из них до наших дней. Из всех индоевропейских народов только индийцы утратили этот ритуал. Подобно автохтонам долины реки Инд и Брахмапутры, индийцы стали сжигать тела, как это делали дравиды до прихода ариев. Скажем, монголы и ряд народов северного Китая оставляли тела умерших на пустырях, в степях, на съедение падальщикам. Синтоисты-японцы уносили своих умерших в горы, ближе к богине Солнца Аматэрасу. Еще лучше, если это священная гора Фудзияма. Алтайские народы, среди которых тюрки, тунгусы и прочие, а также кавказские народы имели обряд так называемого «воздушного захоронения». Они привязывали тела покойных на деревья. Ритуал захоронений также является одной из черт, отличающих индоевропейские народы от семей других народов..

География

Не верьте тем, кто называет Армянское нагорье Восточно-Анатолийским, а Армению — Кавказом. Это нонсенс! Это большое заблуждение. С присоединением Восточной Армении к Российской империи Армению стали называть Кавказом, ибо регион был наиболее приближен к Кавказу. Этот политический термин в отношении Армении вскоре стал прилагательным и в отношении самих армян — «кавказцы». Как вы убедились выше, если есть «индоевропейские народы», в числе которых и армяне, то есть и «кавказские народы», в числе которых армян нет. Это если говорить об этногенезе. Географически же Армения и Арцах вместе с Зангезуром и Нахичеваном находятся на крайнем востоке Армянского нагорья, о котором упоминал еще Страбон в своей «Географии» в I веке н. э. Однажды армяне потеряли ороним Армянское нагорье, которое турки переименовали в Восточно-Анатолийское. Оставаясь на клочке земли этого самого Армянского нагорья нынче, мы не должны дать изменить и восточную часть нагорья то в Кавказ, то в Южный Кавказ, то в некое Закавказье. Важно понять: Армянское нагорье — сосед Кавказа, но не является частью Кавказского хребта. И никто не называл армянский регион Кавказом из живших ранее 17-го века. Термин «Кавказ» к Армении, а к армянам «кавказец» был прикреплен Петербургом, а позже — Москвой. Закрепилось уже в советское время. Так же, как только Кавказский регион отошел к России, появился еще один ороним — Малый Кавказ. А ведь знает только сведущий, что и такого оронима никогда не было. Малый Кавказ до 17 века назывался Мосхийскими горами и соединялся Кавказским хребтом. Позже Кавказский хребет был переименован в Большой Кавказский хребет, а Мосхийские горы в Малый Кавказ. За Малым Кавказом проходила Кура-Араксинская низменность. А за этой низменностью начиналась самая крайняя, восточная часть Армянского нагорья. Кроме того, любой геолог, геохимик знает, что горная гряда — как единый организм. В каждой гряде своя флора и фауна, своя геология. Армянское нагорье отличается геологией и химическим составом от Кавказского хребта. Армянские горы красного цвета из-за большого количества залежей туфа, тогда как Кавказ богат гранитом и мрамором.

Раса

Теория нацистов о том, что арии — белокурые, не имеет под собой никакой твердой почвы. Во-первых, как мы говорили, миграция проходила с юга на север, а не наоборот. Можно придумывать какие угодно славяно-арийские Веды, немецко-нацистские постулаты… Это все мифы, не стоящие выеденного яйца и придуманные кучкой националистов в наше время. Никаких славяно-арийских Вед в природе не существует. Веды одни. И они в Индии. Во-вторых, цвет волос и глаз никак не связан с этногенезом. В определенном смысле. Пигментация кожи, волос, глазных хрусталиков — это скорее биология, чем этнология. И напрямую связана с природным явлением. В организме человека содержатся меланины — темные пигменты, имеющиеся в волосах, коже, оболочках глаз… Меланины защищают организм от прямого попадания гелия, содержащегося в солнечных лучах, и напряжения солнечной радиации, увеличивающегося с высотой над уровнем моря. Ультрафиолетовые лучи — коротковолновые, и именно поэтому их основным действием на живые организмы являются химические действия. Меланин как раз и образуется благодаря химическому действию ультрафиолетовых лучей. И чем ближе народ живет к солнцу, экватору, чем выше над уровнем моря, тем смуглее этот народ, тем больше в его организме содержания меланинов — защитных механизмов от солнца. Именно поэтому если мы обратим внимание на скандинавов, то они, как правило, белокуры. Скандинавские народы (шведы, норвежцы…) далеки от солнца. И в большом количестве меланинов не нуждаются. Зато жители центральных областей Европы чуть смуглее. Здесь попадаются и блондины, и шатены, и русые. Цвет глаз чаще темнее, чем у тех же скандинавов. Народы Причерноморья и Кавказа еще смуглее. Среди них можно встретить не только шатенов и рыжих, но и по большей части брюнетов. Далее жители Южной Европы, Малой Азии, Ближнего Востока… По большей части брюнеты. Кожа смуглее народов к северу от них. Но сам регион уникален тем, что здесь встречаются и альпийские луга, и приморье на низменностях. Оттого, например, вы можете встретить рыжего, а то и голубоглазого армянина и в то же время довольно смуглого представителя этой нации. Так же обстоит дело и с греком, персом, итальянцем и прочими. Еще южнее — народы Северной Африки — берберы, бедуины, туареги… Среди них уже белокожих, голубоглазых или людей со светлыми волосами почти не встретить. Жители сахарской пустыни очень смуглы. Цвет глаз черный. Цвет волос только черный. Южнее Сахары проживают народы таких государств, как Чад, Мали, Южный Судан, Центрально-Африканская Республика. Эти народы смуглее сахарцев. Большая часть из них — негроиды. От латинского «негро» — «черный». Ну и экваториальная часть Африки или близ экватора, где проживают народы с избытком меланинов, т. к. ближе всех расположены к солнцу. А значит, и нуждаются в избытке меланина. Оттого они порой черны как смоль. Если они в своей среде чувствуют себя замечательно благодаря собственной физике, то тому же шведу их среда убийственна. В прямом смысле.

Так что пигментация не имеет под собой никакой определенной формулы арийства. Это лишь разработка нацистов, чтобы возвеличить себя относительно остальных. Арии не могли быть белокурыми в силу той причины, что они зародились в нижних широтах. Они могли быть рыжими, шатенами, брюнетами, но никак не исключительно белокурыми и голубоглазыми.
Так же важно не путать индоевропейское происхождение народов с европеоидной расой. Тоже два разных понятия. Раса — это порода. А порода подразумевает микст, состоящий из подрас, или субрас. Если говорить конкретно об армянах, то армяне — представители арменоидной субрасы большой европеоидной расы. Арменоидами являлись также жители Малой Азии, исчезнувшие с исторической арены, а также народы Сирии, Ливана, северного Ирака и южной Грузии. Если обратить внимание на ареал распространения арменоидов, то мы придем к историко-географическому выводу, что арменоиды, независимо от этногенеза и языковых особенностей, проживают на обширном пространстве некогда армянского расселения и армянской империи. И индоевропейцы-армяне повлияли на арменоидность соседних инородцев. Как мы видим, кавкасионы Кавказа не арменоидного типа. Смешений с кавкасионами не происходило.
Этим же можно объяснить и модные нынче гаплогруппы. Спешу сообщить, что эта генетико-историческая наука довольно молода и нередки в ней ошибки. Поэтому доверяться ей полностью не следует. Этногенеза армян она не касается, ибо подтверждает больший процент индоевропейскости армян, но нередки случаи, когда доходит до абсурда: например, в кыргызах нашли большое скопление арийского гена. Откуда он взялся в кыргызах, можно только предположить. Видимо, анализы проходили топорно и в областях Оша и юга Кыргызстана, где большой процент таджикского индоевропейского населения. Только так можно объяснить. Все остальные доводы обречены на провал.
В завершение нашего краткого экскурса поговорим о костюмах.

Одежда

Армянские костюмы всегда отличались замысловатыми узорами, фигурками солнцеворота, сохранившимися со времен язычества, шкурами и мехами, указывающими на развитое охотхозяйство армян. Из-за обширности территории ареала проживания армян от Армянского Тавра (северо-восточного Средиземноморья) до берегов Аракса и Куры костюмы, конечно же, различались. Но орнаменты и стиль оставались почти неизменными. Никогда армяне не имели кругообразных папах и костюмов наподобие черкесок. Тем более с газырями. Носить-то могли. К примеру, армяне Тифлиса или черкесогаи. Но говорить о том, что черкеска — национальный костюм армян — абсурд. И не потому, что черкеска не «армянка». Но она еще и не совсем черкеска. Этот костюм распространился среди кавказских народов, как и сама папаха, с приходом в регион тюрок. В частности — хазар. Иначе говоря, родоначальниками костюмов (черкесок) являются современные карачаевцы-балкарцы. А усовершенствовали позже костюм, вшивая газыри для пороха, уже кавказские народы — адыги, картвелы, вайнахи. Именно совместными усилиями этих народов и возникла современная черкеска. И, как вы понимаете, она только наполовину адыгская, и уж тем более вовсе не армянская. И головные уборы армян отличаются от папахи. Само слово «папах» тюркского происхождения. Армянские головные уборы отличаются легким небольшим головным убором в летнее время, и конусообразной овчиной в зимнее время. Популярность черкесок и папах особенно распространилась сначала с 18 века и закрепилась после русско-кавказских войн в 19 веке. Костюмы стали носить славяне Кавказа (казаки) и те же армяне, жившие в Грузии, на адыгских или вайнахских территориях. Но от их ношения черкески не стали армянскими или русскими.
Вадим АРУТЮНОВ,
автор и ведущий рубрики
«АНТИТОПОР»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *