nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В гимназии № 14 прошла презентация необычного учебного пособия. Оно состоит исключительно из… кроссвордов. Книга «Армянский и русский алфавиты в кроссвордах», изданная в рамках методических работ, проводимых Центром арменоведения ИСиР ЮФУ — это очередной труд старейшего педагога армянского языка в ростовских школах А. Г. Симавонян.

Кто в ростовском армянском педагогическом мире не знает Александру Георгиевну Симавонян?! Неугомонная в своем стремлении облегчить ростовским детям путь освоения армянского языка в русскоязычных школах, она выпустила в свет с десяток учебных методических пособий. В ее авторском активе есть даже такое важное для донских армян издание, как «Армяно-русский школьный тематический словарь ново-нахичеванского диалекта».

Главная задача любого педагога — увлечь ребенка своими уроками, помочь ему пройти первые, самые сложные, шаги на пути к знаниям как можно более легко, а если получится, то и весело. У Александры Георгиевны получается! Она как никто умеет зажечь в ученике желание освоить армянский язык, показать его выразительность, влюбить в красоту звучания и графику начертаний звуков и букв армянского литературного языка. Конечно, ребенку, воспитанному в русскоговорящей среде, поначалу сложно понять структуру армянской речи, запомнить самые главные, но и самые необходимые для общения слова. И тут на помощь педагогу приходит смекалка.

Многие из нас годами смотрят по пятницам незатейливую развлекательную программу «Поле чудес», основанную на разгадывании кроссвордов. Но только Александре Георгиевне пришло в голову использовать этот трюк — увлечь зрителя (в нашем случае ученика) игрой, чтобы помочь ему освоить и запомнить новые армянские слова. Попутно вспомнился образ популярного в армянском народном песенном фольклоре пахаря. Этот извечный труженик каждый год весной выходит в поле, чтобы, вспахав еще не до конца прогретую солнцем землю, засеять ее зернами в надежде на будущий добрый урожай. Вот и Александра Симавонян, точно тот «пахарь», на протяжении многих десятилетий каждый год первого сентября бралась за свою пашню, засевая свое «поле» семенами знаний. И хотя она уже несколько лет как на заслуженном отдыхе, ее книги будут еще долго-долго «работать» вместо нее и за нее.

Книга «Армянский и русский алфавиты в кроссвордах» составлена с такой любовью и пониманием психологии ребенка, что разгадывать кроссворды, в ней помещенные доставляет одно удовольствие.

Во всяком случае, на презентации, когда ведущая вечера Лусинэ Петанян вывела на экран образцы кроссвордов, собравшиеся в зале с мест начали выкрикивать свои версии заполнения пустых клеточек. Так вечер, посвященный выходу в свет книги, превратился в своеобразный мастер-класс опытного педагога более молодым коллегам, в «открытый урок» армянского языка. Благо в зале в тот день сидели почти все педагоги армянских факультативных классов Ростова, Аксая, Новочеркасска, воспитанники Александры Георгиевны нескольких поколений. Пришли поздравить коллегу и преподаватели других предметов гимназии № 14 — английского и французского языков, математики, педагоги начальных классов.

Сколько же добрых слов услышала Александра Георгиевна от каждого из них! Однако, думается, самые главные сказал выпускник гимназии, молодой врач Варужан Сагертьянц, который признался, что ходил на занятия по армянскому поначалу очень неохотно. Потом даже забросил их. Но пришло время, и он, уехав ненадолго по работе из Ростова в Ереван, вдруг понял, что уроки Александры Георгиевны не забыты, что ему удалось довольно быстро вспомнить уроки своего учителя армянского, заговорить бегло на языке предков.

Кульминацией вечера стало выступление «прилетевшего» в Ростов из Чалтыря детского хорового коллектива «Цицернак» («Ласточка»), который подарил Александре Георгиевне и всем пришедшим несколько крымско-нахичеванских народных песен. За окном гимназии в тот день лил сильный дождь, а в актовом зале было тепло и весело.

Руки слушателей невольно начали отбивать хлопками такт, помогая юным музыкантам держать ритм. А потом… и ноги пошли в пляс. Настроение от увиденного и услышанного было настолько приподнятым, что все — учителя и дети — дружно вышли в танцевальный круг, в центре которого была прекрасная в свои годы, всеми любимая и почитаемая Александра Георгиевна Симавонян.

Нонна МИРЗАБЕКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *