nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Судьба Бабияна Хачереса Срабионовича похожа на судьбы вчерашних мальчишек, которые прямо со школьной скамьи попали в самое пекло Великой Отечественной войны.

Простились с ним родные уже 15 марта 1943 года.

О дальнейшей судьбе Хачереса мы узнали из документов Центрального архива Министерства обороны.

27 марта он выбыл из военно-пересыльного пункта 194 армейского запасного стрелкового полка в 823 стрелковый полк 302 стрелковой дивизии.

Попал в самое пекло войны, на Миус-фронт. В ожесточенных боях за каждую пядь земли сражались совсем еще юные, не успевшие познать вкуса жизни и любви парни. Многие из них не выжили, так и остались там, на окровавленной земле. Хачереса ранило, и его отправили лечиться в госпиталь.

Как самое дорогое хранится в нашем музее его письмо из госпиталя, датированное 11 сентябрем 1943 года, в котором он пишет, что очень скучает по родным, передает им привет.

«За меня не переживайте. Как там в селе, собрали ли урожай, дали ли зерно, все ли хорошо?».

Это было последнее письмо. А потом пришло извещение: пропал без вести.

До конца жизни не угасала боль у родных: отца Срабиона Семеновича, матери Софьи Амбарцумовны, братьев Калуста, Симона и Дртада, что не дождались Хачереса, не знали, что с ним случилось, где он похоронен. Но, оказалось, Хачерес Срабионович вовсе не пропал без вести, он погиб за Родину!

Согласно донесению о безвозвратных потерях 383 стрелковой дивизии, Бабиян Хачерес Срабионович (в донесении Хачарес Срабьетович), воевавший в составе 694 стрелкового полка, погиб и похоронен 15 апреля 1944 года в братской могиле между селами Булганак и Аджи-Мушкай, на высоте 125, 6 и 34.

Согласно журналу боевых действий, 383 стрелковая дивизия в ночь с 10 на 11 апреля 1943 года в составе ударной группировки 16 стрелкового корпуса прорвала сильную оборону противника в районе Керчи, вынудив его к поспешному отступлению, овладела Керчью. Полки первого эшелона дивизии (куда входил и 694 полк) с ходу атаковали врага на промежуточном рубеже, на высоте 147,3 — Султановка и вышли в его тыл. Это была большая и долгожданная победа. Сколько жизней отдали советские воины, чтобы освободить Аджи-Мушкай и Керчь-центр Керченского полуострова!
Среди имен героев и имя нашего земляка, 20-летнего парня из села Крым — Хачереса Срабионовича Бабияна.

Спустя годы благодарные потомки напишут об этом подвиге стихи:

Догорает над Керчью закат,
Ночь черна, как матросский бушлат,
Звездный блеск — словно вспышки ракет
Тех далеких и огненных лет.
И горит золотая звезда,
Ей над городом вечно светить.
Эх, была бы живая вода,
Чтоб погибших ребят разбудить…
(Юрий Богатиков).

Но не было имени героя в поименных списках братских могил Маяк-Сальского, ныне Ленинского, района Республики Крым. Не должно быть безымянных солдат, память о героях и их имена должны быть увековечены. И мы отправили в администрацию Ленинского района запрос о месте перезахоронения нашего земляка и получили ответ:

«Согласно уточненным архивным данным установлено, что Бабиян Хачерес Срабионович, сержант 383 стрелковой дивизии Отдельной Приморской армии, погибший 15 апреля 1944 года, захоронен в с. Глазовка Ленинского района Республики Крым на мемориальном воинском кладбище». И что мемориальная доска с именем Х. С. Бабияна установлена 20 ноября 2022 года (зам. главы Абильвапов, зам. начальника управления культуры Ю.А. Пульвас).

Также благодаря активности заместителя руководителя Крымской Республиканской ассоциации общественно-поисковых организаций «Отчизна» Н. Ю. Дзюба буквально сразу после нашего запроса фотография и данные о погибшем были внесены в книгу памяти Керченского полуострова.

Спасибо за память!

Остались вечно молодыми — они, погибшие герои. Их имена навек хранимы в граните, в памяти людской. Мы не забыли вас, солдаты, мы помним ваши имена!

Подвиг твой, Хачерес Срабионович Бабиян — бессмертен, имя твое не забыто!

Главный хранитель фондов народного музея села Крым, руководитель клуба «Поиск»
А. Л. ПОПОВЯН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *