У нашего аэропорта необычная и очень интересная судьба. Начнем с того, что в двадцатые годы первый ростовский аэродром называли в народе «нахичеванским». Как-то странно звучит. Нахичеванский базар — это понятно. А вот аэродром?!
Дело в том, что первый Ростовский аэродром появился на окраине Нахичевани в начале двадцатых годов. А Нахичевань-на-Дону тогда еще была самостоятельным городом. В книге Г.Л. Беленького, Н.Н. Редькова «Маршрутом из прошлого в будущее» написано, что в 1925 году была открыта первая регулярная авиалиния Ростов-Харьков. Временный аэродром был оборудован в районе Дачного поселка, на землях Нахичевани (Белень-кий Г.Л., Редьков Н.Н. Маршрутом из прошлого в будущее. — Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2001. — С. 252).
История Ростовского аэропорта интересно описана в книге «История зарождения и развития гражданской авиации на Дону» под редакцией профессора, доктора политических наук Г.Л. Акопова. Читая эту книгу, мы узнаем, что с 15 июня 1925 года устанавливалось регулярное воздушное пассажирское и грузовое сообщение между городами Ростов-на-Дону, Харьков и Москва. Открытие воздушной линии было организовано украинским акционерным обществом воздушных сообщений «Укрвоздухпуть».
Аэродром оборудовали авиазнаками, построили хранилище для бензина, дом для коменданта и обслуживающего персонала, провели водопровод и электричество, проложили шоссе, соединившее аэродром с Нахичеванью и Ростовом.
В строительстве аэродрома принимал участие отряд эскадрильи имени В.И. Ленина, который дислоцировался в Ростове-на-Дону. За доблестный труд личного состава при строительстве аэродрома отряд был отмечен орденом Трудового Красного Знамени.
«Укрвоздухпуть» владел немецкими самолетами «Дорнье-Комета». Это были небольшие самолеты, рассчитанные на восемь пассажиров. Они имели кабину для двух летчиков, багажное отделение и уборную. Кабинки были комфортабельно обставлены. В них имелись мягкие кресла, столики для еды и книг, бесшумные вентиляторы, электрическое освещение. Это было чудо техники того времени. Благодаря удачной конструкции эти самолеты были устойчивы в воздухе, могли летать в любую погоду. Они развивали скорость до 180 км/час.
Итак, как я уже писал, 15 июня 1925 года на аэродроме состоялся первый полет на самолете или, как тогда говорили, аэроплане «Дорнье-Комета». Самолет вылетел в Харьков. Экипаж состоял из русского летчика Матвеева, германского бортмеханика Егильского и германского инженера-летчика Фата.
В книге Г.Л. Акопова «История зарождения и развития гражданской авиации на Дону» приводятся интересные воспоминания летчиков: «Рано утром, когда девять десятых Ростова спали в кроватях, мы приехали на Нахичеванский аэродром. Грудастый, с дюралюминиевыми крыльями, блестящий, как серебро, самолет «Дорнье-Комета» № 3 ждал нас, готовый пуститься в загадочную высь. Всего лишь пять дней назад он прилетел в Россию из немецкого ангара Фридрихсгафена».
В качестве пассажиров были два журналиста ростовской областной газеты «Молот». Но из-за тумана самолет был вынужден приземлиться на станции Иловайской. Переждав туман, самолет благополучно продолжил свой путь. Возвращение самолета на Нахичеванский аэродром ожидалось 18 июня 1925 года в 12 часов дня.
После осуществления первого полета по линии Ростов-на-Дону–Харьков украинское акционерное общество «Укрвоздухпуть» основало в Ростове Северо-Кавказскую краевую контору украинского акционерного общества «Укр-воздухпуть». Свою основную задачу контора видела в расширении сети воздушных сообщений. Из Ростова стали летать самолеты в Армавир, Минеральные Воды, Владикавказ, Грозный, Петровск, Баку, Краснодар, Новороссийск и другие города. Вот именно так начиналась славная история Ростовского аэропорта.
А я как человек, любящий свою малую родину, свою Нахичевань, не без гордости говорю, что в Нахичевани, как в Греции, все было, был даже аэродром.
Что касается нового международного аэропорта «Платов», то он был построен к чемпионату мира по футболу 2018 года. И все рейсы из старого Ростовского аэропорта были перенесены в новый международный хаб в декабре 2017 года. Напомню, что в авиации хабом называют узловой аэропорт, достаточно крупный пересадочный и перегрузочный транспортный узел, имеющий подходящее географическое положение. Так что чемпионат мира по футболу помог нашему аэропорту выйти на новый уровень своего развития. Но это уже другая история.
Георгий Багдыков