nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

У нашего аэропорта необычная и очень интересная судьба. Начнем с того, что в двадцатые годы первый ростовский аэродром называли в народе «нахичеванским». Как-то странно звучит. Нахичеванский базар — это понятно. А вот аэродром?!

Дело в том, что первый Ростовский аэродром появился на окраине Нахичевани в начале двадцатых годов. А Нахичевань-на-Дону тогда еще была самостоятельным городом. В книге Г.Л. Беленького, Н.Н. Редькова «Маршрутом из прошлого в будущее» написано, что в 1925 году была открыта первая регулярная авиалиния Ростов-Харьков. Временный аэродром был оборудован в районе Дачного поселка, на землях Нахичевани (Белень-кий Г.Л., Редьков Н.Н. Маршрутом из прошлого в будущее. — Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2001. — С. 252).

История Ростовского аэропорта интересно описана в книге «История зарождения и развития гражданской авиации на Дону» под редакцией профессора, доктора политических наук Г.Л. Акопова. Читая эту книгу, мы узнаем, что с 15 июня 1925 года устанавливалось регулярное воздушное пассажирское и грузовое сообщение между городами Ростов-на-Дону, Харьков и Москва. Открытие воздушной линии было организовано украинским акционерным обществом воздушных сообщений «Укрвоздухпуть».

Аэродром оборудовали авиазнаками, построили хранилище для бензина, дом для коменданта и обслуживающего персонала, провели водопровод и электричество, проложили шоссе, соединившее аэродром с Нахичеванью и Ростовом.

В строительстве аэродрома принимал участие отряд эскадрильи имени В.И. Ленина, который дислоцировался в Ростове-на-Дону. За доблестный труд личного состава при строительстве аэродрома отряд был отмечен орденом Трудового Красного Знамени.

«Укрвоздухпуть» владел немецкими самолетами «Дорнье-Комета». Это были небольшие самолеты, рассчитанные на восемь пассажиров. Они имели кабину для двух летчиков, багажное отделение и уборную. Кабинки были комфортабельно обставлены. В них имелись мягкие кресла, столики для еды и книг, бесшумные вентиляторы, электрическое освещение. Это было чудо техники того времени. Благодаря удачной конструкции эти самолеты были устойчивы в воздухе, могли летать в любую погоду. Они развивали скорость до 180 км/час.

Итак, как я уже писал, 15 июня 1925 года на аэродроме состоялся первый полет на самолете или, как тогда говорили, аэроплане «Дорнье-Комета». Самолет вылетел в Харьков. Экипаж состоял из русского летчика Матвеева, германского бортмеханика Егильского и германского инженера-летчика Фата.

В книге Г.Л. Акопова «История зарождения и развития гражданской авиации на Дону» приводятся интересные воспоминания летчиков: «Рано утром, когда девять десятых Ростова спали в кроватях, мы приехали на Нахичеванский аэродром. Грудастый, с дюралюминиевыми крыльями, блестящий, как серебро, самолет «Дорнье-Комета» № 3 ждал нас, готовый пуститься в загадочную высь. Всего лишь пять дней назад он прилетел в Россию из немецкого ангара Фридрихсгафена».

В качестве пассажиров были два журналиста ростовской областной газеты «Молот». Но из-за тумана самолет был вынужден приземлиться на станции Иловайской. Переждав туман, самолет благополучно продолжил свой путь. Возвращение самолета на Нахичеванский аэродром ожидалось 18 июня 1925 года в 12 часов дня.

После осуществления первого полета по линии Ростов-на-Дону–Харьков украинское акционерное общество «Укрвоздухпуть» основало в Ростове Северо-Кавказскую краевую контору украинского акционерного общества «Укр-воздухпуть». Свою основную задачу контора видела в расширении сети воздушных сообщений. Из Ростова стали летать самолеты в Армавир, Минеральные Воды, Владикавказ, Грозный, Петровск, Баку, Краснодар, Новороссийск и другие города. Вот именно так начиналась славная история Ростовского аэропорта.

А я как человек, любящий свою малую родину, свою Нахичевань, не без гордости говорю, что в Нахичевани, как в Греции, все было, был даже аэродром.

Что касается нового международного аэропорта «Платов», то он был построен к чемпионату мира по футболу 2018 года. И все рейсы из старого Ростовского аэропорта были перенесены в новый международный хаб в декабре 2017 года. Напомню, что в авиации хабом называют узловой аэропорт, достаточно крупный пересадочный и перегрузочный транспортный узел, имеющий подходящее географическое положение. Так что чемпионат мира по футболу помог нашему аэропорту выйти на новый уровень своего развития. Но это уже другая история.
Георгий Багдыков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *