nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Республика Беларусь впервые в своей истории, если не считать краткого промежутка в начале ХХ века, получила независимость в 1991 году. Сегодня эта страна ассоциируется с четырьмя «Б» — Брестской крепостью, Беловежской пущей, маршалом Баграмяном и, конечно же, бессменным «батькой». Но мало кому известно, что зачинателем этой республики был уроженец Нахичевани-на-Дону Александр Мясникян (Мясников). И это еще не все!

Начну с восхваления белорусского «батьки» и скажу, что меня приятно удивил Минск: чистый и уютный город с широченными проспектами и современными зданиями с претензиями на мегаполис, спортивные сооружения и торговые центры, жилые дома, скверы, парки, пруды… Видно, что в город были вложены огромные средства и, что важно, не без душевного вклада. Согласитесь, не все зависит от градоначальника или главы государства. Люди! Они основная душа любого города, любой страны. Ведь если не любить вотчину, то ничто не спасет от вандализма и неряшливости. В Беларуси, во всяком случае, в Минске, я не обнаружил ни одного брошенного окурка или фантика. Увы, чего не скажешь о многих других столицах мира, где мне доводилось бывать. К тому же Минск один из безопаснейших городов Европы.

Еще до поездки в эту страну я не раз слышал от бывалых, что белорусы простой и искренний народ, лишенный модного нынче национализма. При этом ни в какой другой славянской стране я не видел столько всего славянского, сколько в Беларуси. В тех же кафе и ресторанах, где мне доводилось бывать, большой выбор белорусских блюд, перед которыми меркнут всякие там фунчозы, том ямы и ризотто. И дело не в стереотипных драниках. Что скажете, например, о мочанке, журе, драченах, капытках и бабках? То-то и оно! И я не слышал о них, пока не познакомился с белорусской кухней. А ведь она настоящая, славянская, но давно забытая в России. А зря!

Единственное, что меня огорчило — отношение к родному языку.

С удивлением узнал, что в стране, называемой Беларусью, нет белорусских школ. Язык преподается в русских школах один-два часа в неделю. Иначе говоря, жители страны изучают родной язык как иностранный. Сами белорусы обосновывают это тем, что в стране только 3% жителей говорят на белорусском, и, возможно, по этой причине власти страны не считают необходимым углубленно изучать родной язык. Как мне кажется, все наоборот. Именно по той причине, что белорусскому языку не уделяется должного внимания, он и теряет актуальность. Но хуже всего, что языкам свойственно рождаться и умирать.

И если его не реанимировать сейчас, то через считанные десятки лет язык Янки Купалы и Максима Богдановича исчезнет вместе с теми тремя процентами говорящих на нем. А ведь еще сто лет назад белорусскому языку уделялось особое внимание. Зачинателем этого благородного дела был Александр Мясникян.

 

АРМЯНСКИЕ ШТРИХИ БЕЛОРУССКИХ ОРНАМЕНТОВ

До начала ХХ века как такового «белорусского языка» на лингвистической карте не было. В этой части света бытовали говоры восточнославянских диалектов, кои в совокупности называли в разную эпоху «литвинским» в годы Великого княжества Литовского (XV-XVI вв.), «западнорусским» (XVI-XIX вв.) и «кривичским» (XIX-XX вв.), который использовал писатель Вацлав Ластовский. С письмом тоже не все просто: за всю свою недолгую историю «белорусский язык» использовал не только кириллицу, как нынче, но и латиницу, и даже арабскую вязь. Да-да, я не оговорился! Латиницу использовали католики, кириллицу, соответственно, православные, а, вот арабицу — литвинские (белорусские) татары, которые хоть и были магометанами, но утратили родной язык, используя литвинский (белорусский). Во время Октябрьской революции 1917 года Александр Мясникян уже находился в Минске и возглавлял Северо-Западный областной комитет РКП(б), а с 1918 года стал лидером «возрождения» Белоруссии, возглавив Центральное бюро Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии. Иначе говоря, стал «первым президентом» Беларуси. По распоряжению Мясникяна и вышли в свет первые учебники «Белорусского языка» с кириллической азбукой для всех носителей, независимо от религии. Тем более, она стала для новой власти пережитком буржуазного прошлого. Кстати, здесь же, в Белоруссии, потомок армян из Нахичевани-на-Дону Александр Асватурович Мясникян получил свой первый партийный билет под именем «Александр Федорович Мясников». Думаю, это было сделано для того, чтобы лидер белорусских коммунистов назывался, как минимум, «по-русски».

Сегодня в Республике Беларусь почти не осталось «мясниковских» топонимов. Разве что «улица Мясникова» в Минске и Витебске. Была также площадь Мясникова с памятником «основателя Белоруссии». Однако, поговаривают, «батька» ревностно относится к своим предшественникам, приказал упразднить. Впрочем, как и название вагоноремонтного завода им. А.Ф. Мясникова, который носил это имя с 1932 года.

Для белорусского народа есть еще одно достаточно значимое армянское имя, символизирующее огромный вклад в национальную культуру. Это — Ованес Маджарянц. Но тут стоит сказать о предыстории. В 1736 году великим гетманом литовским Михаилом Казимиром стали выпускаться на промышленной основе знаменитые слуцкие пояса. Их мануфактурное производство просуществовало до 1844 года. На протяжении 108 лет выпускались также шелковые покрывала и бахрома, золотые и серебряные галуны, подвязки, ленты, нашивки, гобелены, ковры… Первоначально пояса привозились с Востока — из Османской империи, Персии, поэтому их называли стамбульскими или персидскими. В 1758 году на территории Речи Посполитой была организована мануфактура с целью производства поясов. Назывались такие мануфактуры «персиарни» (белор. перс¡ярн¡), от места происхождения прототипа слуцкого пояса. Наиболее известной была Слуцкая мануфактура на территории современной Белоруссии.

В конце 1757 года в Слуцк был приглашен знаменитый турецкий мастер Ованес Маджарянц, армянин по национальности. В 1758 году Ованес Маджарянц заключает договор с Михаилом Казимиром о создании «фабрики перской» для изготовления «пояса с золотом и шелком» с обязательным обучением «работе перской» местных умельцев. Учеба ткача длилась не менее семи лет.

Когда местными мастерами был освоен процесс изготовления поясов, то ими стали использоваться местные мотивы в узорах поясов — незабудки, васильки, ромашки, листья клена, дуба. Тут надо заметить, что процесс запуска в производство поясов несколько затянулся из-за логистических проблем. Возникла потребность в станках, которые можно было приобрести только в Константинополе. Но и тут незадача! Султан Абдул-Меджид I годами ранее запретил вывоз за границу прядильных станков, дабы избежать конкуренции. Маджарянцу пришлось вывозить станки частями. Вскоре процесс был запущен. Продукция Маджарянца завоевала рынки всей Речи Посполитой, где предпринимателя стали называть на местный лад — Яном Маджарским. Он возглавлял фабрику до конца XVIII века. А после его смерти производство слуцких поясов легло на плечи сына Маджарского Левона. Интересно, что внучка Левона Маджарского Елизавета вышла замуж за белорусского помещика Чеслава Манюшко и у них родился сын Станислав Манюшко — выдающийся польский композитор и дирижер. Такая вот любопытная цепочка родословной — от армянских купцов Константинополя до гениального польского композитора.

 

ЖИЗНЬ ЗА БЕЛАРУСЬ

В Минске я встретился с Арменом Хечояном. Он генеральный директор и соучредитель Фонда развития и поддержки арменоведческих исследований «Анив». Наверняка многие из вас держали в руках журналы «Анив», которые одно время издавал Хечоян. Чего уж греха таить, я и сам открывал для себя «армянский мир» благодаря этим журналам, по своей ценности нисколько не уступающим увесистым энциклопедиям, на которыми трудятся десятки авторов-экспертов. Я не преувеличиваю. Жаль, что журналы больше не выходят по финансовым причинам. Надеюсь, прочтя эти строки, кто-нибудь заинтересуется возрождением «Анива» и он снова будет питать нас ценными арменоведческими сведениями. Да и сам Армен Хечоян самый настоящий кладезь знаний в сфере арменоведения. Особенный его конек — армяне Восточной Европы, от Тран-сильвании на юге до Польши на севере. На эту тему увешаны стендами стены его офиса, собрана большая коллекция книг, альбомов и архивных документов. Другая тема, интересующая Армена, — вклад Армении и этнических армян в борьбу за освобождение Белорусской ССР в годы Великой Отечественной войны. Здесь войсками 3-го Белорусского фронта командовал будущий маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян. На полях и в воздухе Белоруссии удостоились звания Героя СССР свыше 30-ти офицеров, сержантов и рядовых армян. Это почти четверть всех героев СССР ВОВ армянской национальности. Также из Белоруссии начала свой легендарный путь танковая колонна «Давид Сасунский», отправленная на 2-й Прибалтийский фронт. Интересно, что танковая колонна «Давид Сасунский» вкупе с танковой колонной «Генерал Баграмян» были созданы на средства, собранные армянской диаспорой и переданные 119-му отдельному танковому полку.

— Поддержка танков полка позволила саперам-штурмовикам 47-го отдельного штурмового инженерно-строительного батальона захватить мост через Западную Двину, подготовленный противником ко взрыву, — рассказывает Армен Хечоян. — Тем самым была обеспечена беспрепятственная переправа наших войск на правый берег и полное освобождение Полоцка.

Слушая обо всех этих героических подвигах моих соотечественников в войне 1941-45-й годы или в тех же 1990-х годах, невольно задумываюсь: «Можем же, когда хотим! Всего лишь немного общих усилий и дело с концом!». Тут главное именно «общие» усилия. Этого нам не хватало в 3-й Карабахской войне 2020. Так же у нас были львы, но без вожака. А ведь известно, что войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном. Что ж, надеюсь, перезагрузка у нас состоится. Ведь порой необходимо извлекать опыт из поражений, чтобы быть обреченным на победу. А побеждать мы можем, когда больше уделяем времени и средств обороне, а не индульгенциям в виде бесконечных строительств церквей. Армяне всегда надеялись на Бога больше, чем Бог на них. Увы, это нам демонстрирует наша история!
Кстати, Беларусь одна из немногих европейских стран, в которой нет Армянской церкви. Как-то исторически сложилось так, что армянские храмы со средних веков украшают сопредельные государства Польшу и Украину, но современную территорию Беларуси обошли вниманием. Конечно же, это связано, прежде всего, с диаспорой. Ни один из ныне здравствующих белорусских городов не сравнить со Львовом, Замосцью, Лодзем или Трускавцом, которые связаны узами с армянскими колониями. Армянам же Беларуси приходиться отправлять свои религиозные нужды в различных белорусских храмах. И это притом, что, по официальной статистике, в стране проживает 8,5 тысяч армян. Но есть и неофициальные цифры, удваивающие численность представителей этой диаспоры. На момент моего приезда поговаривали, что уже совсем скоро состоится закладка фундамента для ААЦ.

А пока же армянский священник, периодически приезжающий в Минск из Москвы, окормляет свою паству в белорусских храмах, которые любезно предоставляет сестринской церкви местное духовенство. Иногда таинства проходят в Доме милосердия.

Единственный армяно-апостольский штрих на территории Беларуси и того же Минска можно увидеть только на Военном кладбище города. Здесь установлен хачкар, рядом с которым захоронены видные деятели страны, в том числе известный белорусский спортсмен и правнучатый племянник живописца Ивана (Ованеса) Константиновича Айвазовского Николай Александрович Нельга, проживший долгую жизнь и скончавшийся в возрасте 105 лет.

Я очень сожалею, что попал в Беларусь в «ковидный» год, из-за чего не смог изучить страну впрок. Тем более, моей давнишней мечтой являлась Брестская крепость, к которой я всегда хотел прикоснуться как к святыне.

О героизме бойцов Брестской крепости впервые я узнал в 12 лет, когда прочитал одноименное и легендарное произведение Сергея Смирнова. Поэтому побывать в Бресте — моя обязанность гражданина и человека. Но это будет в будущем и вне «армянских следов». Хотя… Как знать?

 

Вадим АРУТЮНОВ
Минск, Республика Беларусь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *