nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Первый автомобиль в России появился в конце 19-го века. А в марте 1900-го в Москве уже был основан первый клуб автомобилистов. После чего автомобильные клубы стали возникать в разных городах империи.

Клубы любителей авто организовывали встречи, помогали приобретать автомобили, запчасти к ним, бензин, подготавливали правила движения на дорогах, устраивали между собой соревнования. Со временем клуб в Петербурге превратился в Императорское Российское автомобильное общество.

В 1907 году в Михайловском манеже открылась первая Международная выставка автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта. Царский двор к тому времени уже обслуживали несколько автомобилей. Сам Николай II оценил привлекательность поездок на авто и все больше уделял внимание содержимому своего гаража.

Считается, что в истории Ростова первый автомобиль появился в 1901 году. Он был куплен торговой фирмой «Генч-Оглуев и Ко» в целях рекламы. А через два года зарегистрирован был второй автомобиль в городе, принадлежавший доктору медицины фон Кнауту.

«Ростовский извозопромышленник К.Н. Внуков ведет в настоящее время переписку с представителями заграничных фирм о приобретении двух автомобилей для эксплуатации их в Ростове. Один автомобиль г. Внуков предполагает выписать шестиместный легковой, а другой — ломовой для перевозки тяжестей до 200 пудов. Прогрессируют, следовательно, и извозопромышленники!» (газета «Приазовский край», 1902 г.).

В 1907 году уже насчитывалось шесть автомобилей в городе и были введены «Правила автомобильного и мотоциклического движения» Ростовской Думой. В них прописаны ограничения скорости по петербургскому образцу — не выше 12 верст в час. Со временем в городе появилось Автомобильное Общество.

Продажная цена автомобиля почти доходила до 7500 рублей — для сравнения, это была стоимость особняка в центре Ростова.
«Более 10 лет опыта в автомобильном деле, глубокое знакомство с требованиями покупателя и местных условий.… Льщу себя надеждой на ваше внимание и пребываю готовый к услугам», — с такими словами к ростовцам обращался представитель «Пежо», «Даррак» и «Митчелл» Ю.М. Брусиловский. Его называли пионером автомобильного дела в Ростове. Ежегодно посещая автомобильные выставки, знакомясь с новыми моделями, ростовский пионер автодела выбирал и заказывал наиболее подходящие для нашего края, предлагая покупателям машины «на всякий вкус и на всякую цену». Брусиловский имел свой гараж, в котором выставлялись автомобили, а также склад автомобильных принадлежностей: шины Голуа, масло, карбид, свечи, аккумуляторы, генераторы, фонари, рожки, тестофоны, сирены и прочее. Владельцам авто и желающим приобрести предлагались подробные каталоги с описаниями моделей. Обратиться за консультацией можно было в его контору на Садовой, 83.

К 1914 году числилось несколько десятков частных автомобилей в Ростове и Нахичевани. В нашем городе имелись и всемирно известные автомобили «Пульман». Представителями этой марки были братья Юлий Исаакович и Марк Исаакович Урлайнис, чья контора располагалась на углу Садовой и Казанского (нынешнего Газетного, напротив старого здания Дворца творчества детей).

Было в нашем городе и ростовское отделение Русского Акционерного общества автомобилей «Фиат». Пассажирские и грузовые автомобили, шины «Мишлен» и прочие принадлежности можно было заказать на Садовой, 142.

После заказа у дилера и уплаты задатка (обычно не менее 30 процентов цены) автомобиль иногда приходилось ждать. Некоторые фирмы предлагали услуги так называемых монтеров, которые знакомили владельца с автомобилем, а заодно обучали управлению им.

Южно-Русское Автомобильное общество, правление которого располагалось в Ростове, а главная контора, склад, ремонтная мастерская и гараж находились в Нахичевани на углу 1-й Соборной и Софийской площади, предлагало жителям двух городов автомобили и грузовики заводов «Панар» и «Левассор». Также общество предоставляло автомобилистам «прокат, ремонт и прием автомобилей на постоянную и временную стоянку в отопляемых зимой помещениях». В те годы автомобиль еще был роскошью, а не только средством передвижения и, конечно, не у многих владельцев имелась возможность иметь свой гараж рядом с домом. А учитывая то, что многие городские автомобили были с открытым верхом, или, как их называли, ландоле (вид кузова автомобиля, в котором задние пассажиры сидят под откидным верхом), оставлять их под открытым небом тоже было небезопасно.

Газеты все чаще писали о наглых владельцах автомобилей, распугивающих лошадей и горожан, и о конфликтах автомобилистов с пешеходами и городовыми.

«Неосторожная езда. 26 октября, по Соборной улице, автомобиль № 80, принадлежащий мещанину Григорию Иванову Дудареву, наскочил на чугунный фонарный столб, который от толчка разбился на несколько частей. Автомобиль получил значительные повреждения…» (газета «Приазовский край», 1913 г.).

А что если автомобиль ломался? Было у нас и чем, и где ремонтировать автомобили. Механический завод Картожинских в Нахичевани принимал заказы и изготавливал автомобильные части из стали и ковкого чугуна. Запчастями торговали специализированные магазины и склады. Детали и расходники, разумеется, тоже были дорогими.

Инженер М.М. Оганесов, представитель Нового Автомобильного Общества в Берлине «Н.А.Г.», имел в Ростове на Большой Садовой, 17, склад автомобилей, гараж и мастерскую. На складе можно было приобрести «Торпэдо», 25 сил, последней модели, а также подержанные автомобили «Фиат» и «Бианки».

«Нет дороги, времени года, погоды, где наши автомобили имели бы затруднение», — обещала реклама фабричного склада с ремонтной мастерской Акционерного Общества Лаурин и Клемент на Садовой, 33.

«Всеми авторитетами Европы бесспорно признано ОГРОМНОЕ ПРЕВОСХОДСТВО автомобилей машиностроительного завода Акционерного Общества Дюркопп и К в Билефельде, специально приспособленных для русских дорог», — гараж и представительство А.М. Шавинер в собственном доме на углу Большой Садовой и проспекта Малого.

«Прибыли всемирно известные автомобили Русско-Балтийского завода, поставившие рекорд выносливости, приспособленные для русских дорог», — инженер-механик Н.И. Сергеев предлагал автомобили типа «Ландоле», «Торпедо», «Лимузин». А также автомобили, приспособленные для банков, с бронированными кассами, для почтовых надобностей, пожарных обозов и проч.

Русско-Балтийский вагонный завод был одним из самых крупных и серьезных автопроизводителей. Он производил автомобили не единицами, а сериями, пусть и небольшими. Ближе к Первой мировой войне автомобилями все больше интересовалась армия. А в 1915 году на имя ростовского городского головы от председателя правления завода, в связи с эвакуацией завода из Риги, пришло предложение построить в нашем городе новый вагонный завод вблизи железной дороги. Но этим планам не суждено было сбыться.

Итак, в начале 20-го века эра Авто уверенно шагала по Ростову. Автомобиль настойчиво входил в городскую жизнь. Поездки на них стали привычными и постепенно меняли нравы и быт. Автомобиль стал моден, престижен, но оставался не всем доступен. В газетах писали, что «даже ресторанные швейцары относятся к владельцам автомобилей куда почтительнее, чем к обычным посетителям». Дух бурной эпохи. Некоторые люди старшего возраста, конечно, относились к нововведениям со скепсисом, но молодежь восторгалась ими:

Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нем толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто,
Фокстрот, кинематограф и лото —
Вот, вот куда людская мчится стая!
(Игорь Северянин)

Оксана МОРДОВИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *