Вы только представьте себе великолепную эпоху модерна конца XIX- начала XX века. Когда женщины стягивали свои талии корсетами, носили каблуки, наряжались в красивейшие шелковые платья, меха и кружева. К прическам у дам обязательно прилагалась шляпа. Все это просто не могло не восхищать мужчин. А после войны с Японией и первой революции 1905 года начался новый период в развитии русской моды и популярность стали набирать платья со свободным силуэтом, при котором можно было снять корсет.
В России выходило большое количество различных модных изданий — «Новейшие моды», «Парижские моды», и модницы тех времен с радостью обращались к этим высокопрофессиональным публикациям.
В 1900-х годах в России существовали дома моды, которые с успехом могли соперничать даже с модными домами Парижа. В основном они находились в Санкт-Петербурге и Москве.
А что же Ростов? Мода не обошла стороной и наш город. В зеркале истории Ростова отражались веяния эпохи и модные тенденции того времени. И, конечно, ничто так не определяло профессии и сословные различия жителей, как одежда.
«Идя по улицам Ростова и глядя на объявления многих магазинов, можно подумать, что со всех городов России сюда свезены товары для распродажи. Товары за полцены, по своей цене, без цены, остатки без премий и с премиями (вероятно, за доверчивость) — обо всем этом гласят красноречивые рекламы, зазывая покупателей…». («Приазовский край»).
Магазин И.И. Рябенко и К, располагавшийся в доме Шатова в Николаевском переулке, представлял модели от лучших модных домов, а также в большом количестве изделия русских и заграничных фабрик — всевозможные материи для костюмов, платьев и манто.
Желаете из самого Парижа? Товарищество Богарсуковых в Ростове рекомендовало модникам изящные модели пальто, костюмов различной отделки прямо из Парижа, Вены, Берлина.
Магазин Петра Хахладжева на Таганрогском проспекте (сейчас это Буденновский) предлагал большой выбор готового дамского и мужского платья, всевозможные верхние платья, а также форменные платья всех учебных заведений. Реклама гарантировала, что под наблюдением опытных закройщиков с использованием разных материй можно было сшить даже дамский костюм Mauer Costum Tailleu (что это за красота была, выяснить мне не удалось).
В этом же магазине имелись меха и меховые изделия: «Американское и сибирское в роскошном выборе. Меховые товары из норки, скунса, горностая, каракуля, выхохоль электрованный и кенгура».
А вот во 2-м этаже хахладжевского магазина располагалось специальное отделение — «ДЕШЕВЫЙ БАЗАР» с полным ассортиментом разных остатков.
Московская улица. Одна из самых лучших торговых улиц города. В разное время на ней располагалось большое количество магазинов одежды и обуви. Был тут и известный всем ростовцам двухэтажный магазин Дмитрия Переселенкова. «От самых ДЕШЕВЫХ и до ВЫСОКИХ цен модные мануфактурные товары, большой выбор суконных товаров для костюмов». Хотите, чтобы костюмчик прекрасно сидел? Тут же, в магазине, принимались заказы на пошив.
Оптовый склад-магазин П.К. Пузакова на Московской улице, в доме № 112, предлагал «почтеннейшей публике Ростова и Нахичевани и окрестностей убедиться в небывало дешевых ценах и приобрести с громадной скидкой пальто деми-сезон, жилеты, готовые платья».
«Товарищество Удалов и Ипатьев», являющееся одним из лидеров торгового мира России, также имело свой магазин в Ростове на Московской улице. Напротив монумента Александру II в магазине торговали фирменной мануфактурой.
«ВНИМАНИЮ ДАМ! В РОСТОВЕ ОТКРЫТ САЛОН МОДНЫХ ЖУРНАЛОВ И ВЫКРОЕК ПО МЕРКЕ» на Большой Садовой, № 102, против Василия Перлова.
Чем привлекали в ту пору дам? «Женские блузки капри (укороченный вариант блузки из батиста или крепа), накидки, платки, купоны платьев, купоны зефира». Купон (купонная ткань) — крупный рисунок по краю ткани, который плавно уменьшается к середине полотна. Платья из купонной ткани даже с максимально простым кроем смотрелись достаточно скромно, но очень эффектно. А зефир — материал, обладающий высокой прочностью и плотностью, изготавливался из высококачественной крученой пряжи — льна или тонкой шерсти.
«Распродажа на полном ходу… Дамы снуют из одного отделения в другое, разыскивая редкости распродажи. Приказчики суетятся, быстро отрезают, поспешно отмеряют. «Касса, счет! Получите!». Получив пакет, покупательница медленно покидает ростовский «Au Bonheur des Dames» («Дамское счастье»), причем у многих их них лица принимают более сосредоточенное выражение: они как будто сами недоумевают теперь, для чего покупали столько вещей и есть ли в них какая-нибудь надобность…». («Приазовский край»).
Известный в Ростове конфекцион (магазин готового платья) наследников Тартаковер на Садовой, 59 предлагал дамам сорочки — с кружевами, нарядные и полотняные, халаты, модные пиджамо (современная пижама), панталоны и ночные кофты, батистовые гарнитуры и комбинации, чулки, нижние юбки и капоты. Нет, нет, не те, что у машин! Капот (от фр. сapote) — старинное слово, которое означает распашную женскую просторную одежду с рукавами и застежкой спереди.
Рюши, кружево, шелковые ленты, муслин, батист и органза… Целомудренно и изысканно. Нежно и роскошно. «Е.Я. Хенкина возвратилась и возобновила прием заказов на корсеты, бюстгальтеры и бандажи, на Малом проспекте, 42, в своей квартире».
Торговый дом Гаврилова с сыновьями предлагал сорочки и панталоны из ярославского полотна. «Получены НОВЫЕ РИСУНКИ на сезон! Воротники полотняные собственного изделия, больничное белье, а также прием заказов на ПОЛНОЕ ПРИДАНОЕ». Ведь в дореволюционной России приданое было обязательным. Его собирали для того, чтобы облегчить заботы девушки по дому и привнести свой вклад в новую семью. Существовал целый перечень вещей, с которыми девушка должна была приходить в дом своего супруга после свадьбы. Перед свадьбой приданое выставлялось на обозрение, и на него приходили смотреть друзья и гости семьи.
«Говорят, что женщины одеваются ради женщин, что их вдохновляет дух соперничества. Это правда. Но если бы на свете больше не осталось мужчин, они перестали бы одеваться».
Коко Шанель
Новейшую в то время ткань предлагал жительницам Ростова фабрикант
Е.Е. Майер — саратовскую сарпинку. Такая легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, с полосатым или клетчатым рисунком, которая изготавливается из тонкой пряжи. Ткань родом из России — говорят про сарпинку, нашедшую широкое применение в текстильной промышленности. Бюджетный сорт материала служил основой для пошива недорогих сарафанов. А дорогостоящая материя с разноцветными полосами (клеткой) использовалась для создания платков и служила основой женских платьев из сарпинки. Магазин Майера предлагал платки, фартуки, платья, чулки и носки из модной ткани «по фабричным ценам и без запроса».
«Мне рассказывали, что один захолустный и, вероятно, очень простодушный обыватель, начитавшись о чудесах распродажи, совершил путешествие в 200 верст, чтобы за 75 копеек приобрести одну существенную часть мужского туалета.
Действительность, однако, разрушила его радужные надежды, — пришлось заплатить дороже, но, как гласит предание, это была такая нежная и деликатная ткань, что не выдерживала даже легкого к ней прикосновения.
Всему учит жизненный опыт! — воскликнул, возвращаясь в деревню, обыватель и обвинил во всем 13-е число, решив впредь не доверять распродажам в неделю Фомы неверного». (Газета «Приазовский край»).
В дореволюционном Ростове и мужчины любили модно одеваться. На Садовой, напротив городского сада, располагалось отделение магазина М.И. Мандль, чей торговый дом был основан в 1842 году в Вене. В ростовском магазине можно было «приобрести лучшее в России МУЖСКОЕ ПЛАТЬЕ, тальмы, визитки, сюртуки, труакары — готовое и на заказ!». Мужское платье-пальто или жакет-пальто. Не путать только прошу с женским платьем. В моде того времени мужским платьем часто называли удлиненный сюртук, пиджак или фрак, а позже даже укороченную куртку.
А загадочное слово труакар означало легкое пальто.
Хотите быть франтом? «Мужские сорочки — ночные, цветные и «спорт», сетки-фуфайки, пиджаки-парусины и альпака, кальсоны, носки модных расцветок заграничные и жабо». Такие демисезонные пиджаки из альпака — натуральной шерстяной ткани сочетали в себе аристократизм, практичность и целый ряд преимуществ.
На первом этаже гостиницы «Московская», рядом с кондитерской Филиппова, располагался главный магазин «Мужское готовое платье» И. Цвет, в котором были заготовлены ко всем сезонам товары «от дешевых до наивысших сортов». «Работа, фасон и покрой ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ!».
Ну и конечно, не обойтись было без необходимой части костюма! «Самый обширный склад на Юге России ШЛЯП, ШАПОК и ФУРАЖЕК скупных, а также СВОЕГО производства», — на углу Таганрогского проспекта (Буденновский
пр. сейчас) и Темерницкой улицы А.М. Басс предлагал ростовским модникам шерстяные, касторовые, пуховые и соломенные, русские и заграничные головные уборы «на разные цены».
А выбор-то был действительно в магазинах громадный! Каракулевые, смушковые (из овчины), бобровые, разные меховые и плюшевые, из атласа и сюра — разновидности тонкой материи. Для мужчин котелки, цилиндры, а также картузы — головной убор, один из известных чисто русских мужских головных уборов, использовавшийся повсеместно на всей территории России. Картузы носили без исключения все сословия, граждане всех религиозных конфеcсий.
«Большой выбор разных дамских и детских шапочек, меховых и фантазейных муфт, вуалей, вуальных цветов, лент и перьев по ПЕРВЫМ ЦЕНАМ! Заказы принимаются и исполняются скоро и добросовестно», — гласила реклама модного магазина Курляндского в Николаевском переулке. Что касается обуви, то большинство людей заказывали обувь у сапожников, но это удовольствие было настолько дорогим, что люди покупали одну пару обуви на несколько лет. Но потом обувь стала намного дешевле, появились фабрики.
«Американская обувь у братьев Альшванг на Садовой!», «Обувь Санкт-Петербургского механического производства «Скороход» с настоящим рантом и на винтах. МОДНО, красиво и недорого».
Рантом называлась узкая полоса кожи, которая пришивается к верху ботинка, гребню внутренней подметки, а также к промежуточной и/или внешней подошве. Наличие ранта говорило о высоком уровне обуви и о хорошей износостойкости. Каблуки классической обуви называют составными, так как они состоят из трех, четырех или пяти слоев.
Магазины торгового дома «Леопольд Нейшеллер», торговавшие резиновыми галошами и механической обувью, были настоящей сетью обувных магазинов в Ростове. Розничная продажа обуви велась аж в четырех местах: на Московской в собственном доме и в арендованном помещении, на Садовой и в доме Хосудовского и Геронимуса. Были в нашем городе и магазины, торговавшие экзотическими вещами. Тому пример АЗИАТСКИЙ магазин на углу Большой Садовой и Таганрогского проспекта, под гостиницей «Гранд-Отель». В нем продавались персидские, кавказские, китайские и бухарские головные платки, шарфы, кушаки, газовые шарфы, косынки из тюля, черкески, туфли-чувяки, веера, пуховые платки, чалмы и многое другое. Все изделия были исключительно ручной работы.
От белья до зонтика, от шляп до носовых платков, от чувяков до изящных туфель — выбор в ростовских магазинах поражал воображение. На рубеже ХIХ-ХХ веков торговля в Ростове приобрела черты зарубежного шика. Витрины магазинов стали украшаться, уделялось внимание рекламе, внимательному и комфортному обслуживанию клиентов. Обучали персонал, приказчиков, продавцов. Можно сказать, в Ростове образовался торговый бум. Ведь одежда и обувь — неотъемлемая часть нашего быта, они занимают в той или иной мере каждого человека. Занимали они и наших предшественников, занимают и нас сейчас.
Оксана МОРДОВИНА