nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

ИЗ АРХИВА КРАЕВЕДА И ВРАЧА МИНАСА БАГДЫКОВА

Недавно, перебирая архив моего покойного папы, заслуженного врача России и краеведа Минаса Георгиевича Багдыкова, я обнаружил интересное письмо, в котором находились еще и газетные публикации за 1938 год. Точнее сказать, это были театральные рецензии, которые публиковались в ростовских областных газетах «Молот», «Большевистская смена» и других за март и апрель 1938 года.

В письме, в частности, папина знакомая писала:
«Высылаю обещанную информацию о спектакле «Тиг-ран». Спасибо неизвестному человеку, который собирал рецензии на спектакли театров Ростовской области с 1913 года. Желаю Вам крепкого здоровья, удачи во всех делах, счастья, благополучия! С уважением. Е. Семенова.
С международным Днем театра поздравляю!
26 марта 2015 года».

Из этого письма я понял, что папина знакомая не только краевед, но и театрал. С папой они переписывались, обмениваясь, как я понимаю, театральными рецензиями и биографиями актеров, воспоминаниями известных режиссеров, сценаристов и писателей.
Честно признаюсь, для меня это письмо тоже очень ценно. Так как это добрая память о папе, да и я сам люблю театр и мне, как краеведу, важна подобная информация.
Мои друзья знают, что я увлекаюсь краеведением, поэтому любезно дарят мне старые газеты или вырезки.

Например, ростовский краевед Оксана Мордовина недавно мне прислала немало публикаций из ростовских газет за 1938 год. За это ей я, конечно, тоже очень благодарен.
Так о чем же писали ростовские газеты весной 1938 года? Две темы живо обсуждались в прессе. Первая тема — это юбилей А.М. Горького, семидесятилетие со дня его рождения, вторая — это премьера спектакля «Тигран» Ф.С. Готьяна в театре имени М. Горького. Вот что писали газеты о юбилее Горького: «Гнусные убийцы Алексея Максимовича Горького из «право-троцкистского блока» оборвали замечательную жизнь пролетарского писателя, но его голос никогда не смолкнет, его произведения живут в сердцах всего трудящегося человечества. Вся страна готовится встретить дату рождения бойца революции, отдавшего всю свою жизнь в борьбе за дело Ленина-Сталина». Далее сообщается, что 27 марта в театре им. М. Горького открывается большая горьковская выставка. Сообщалось также, что театр готовит спектакли «Мещане» и «Васса Железнова». 28 марта 1938 года Ростоблиздат выпустил сборник рассказов Горького. В школах и на предприятиях проводились беседы о творчестве писателя. Далее сообщалось, что 28 марта в клубе Госторговли состоялся вечер. С докладом, посвященным творчеству А.М. Горького, выступил доцент Ростовского пединститута тов. Закруткин.
Рассказывалось об истории одной листовки. Дело в том, что среди экспонатов выставки, посвященных 70-летию со дня рождения Алексея Максимовича Горького, в Ростовском областном музее революции был выставлен довольно интересный документ — листовка Донского комитета Российской социал-демократической партии, относящаяся к 1902 году. Листовка очень лаконична. В ней всего лишь четыре слова: «Да здравствует Максим Горький!» Вверху, в левом углу, поставлена печать Донкома. История появления этой листовки такова. В 1902 году в Ростовском театре впервые шла пьеса Горького «Мещане». Зал был переполнен. Неожиданно для всех в середине действия был выключен свет. В зрительном зале раздались революционные возгласы: «Долой самодержавие!», «Да здравствует Максим Горький!». В воздухе зашуршали разбрасываемые листовки. И когда через несколько минут включили свет, почти у каждого в руках была небольшая листовка с единственной надписью: «Да здравствует Максим Горький!».
Далее сообщалось, что в Ростов приехал народный художник Армении Мартирос Сергеевич Сарьян, принимавший участие в оформлении новой постановки Ростовского театра драмы имени М. Горького «Тигран». Было сообщено, что 10 марта 1938 года Сарьян присутствовал на премьере спектакля.

Вскоре была опубликована статья самого Сарьяна, которая так и называлась: «О Тигране». Мартирос Сергеевич, в частности, писал: «Мне очень приятно, что я своим участием помог коллективу театра в лучших условиях, в смысле художественного оформления сцены, показать эту выдающуюся работу».

Дальше в газетах публикуются рецензии на сам спектакль «Тигран». Для Ростова это было большим событием. Ведь «Тигран» — это один из первых спектаклей, поставленных на сцене театра имени Горького. Сюжет пьесы Ф.С. Готьяна характерен для того времени. Строительством гидростанции в кавказских горах руководит большевик-армянин Тигран. Он хорошо знает эти места, ибо прошел их в годы Гражданской войны, сражаясь за советскую власть. Его жена, Василиса, работающая теперь рядом с ним, шла и тогда по этим боевым тропам. На стройку приезжает сын Василисы от первого брака Саша. Он не знал до сих пор, кто его отец. Случайно узнает, что это — старик Никита, сторож на стройке, бывший кулак, когда-то насильно взявший Василису себе в жены. Перед Сашей встает вопрос: как он должен относиться к старику? Но жизнь сама все расставляет по своим местам. Рабочим надо взорвать огромную скалу и обрушить ее в реку, у места будущей плотины. Бывший кулак Никита пытается помешать этому. Но Василиса, рискуя жизнью, все же осуществляет взрыв скалы. Затем она разоблачает старика Никиту. Саша понимает, что ему по пути с Тиграном. Вот кто его настоящий отец! В общем, типичная советская мелодрама сталинской эпохи. Но все критики признавали, что пьеса написана талантливо. А главное, какие замечательные актеры играли! В роли Тиграна был Мордвинов.

Вот что об этом писал Сарьян в статье «О Тигране»: «Тигран — Мордвинова, Василиса — Алексеевой и Павлуш-Баби (дед Тиграна) — Леондора — это новые люди, образы большевиков, пришедшие на сцену благодаря напряженным творческим поискам молодого талантливого автора Федора Готьяна, чтобы затем из рам театральной сцены идти в жизнь, в массы, призывая всех быть честными советскими гражданами великой эпохи социалистического строительства».
Хочу напомнить, что эти строки были написаны в 1938 году. Сталинские репрессии были в самом разгаре. Но в нашем городе театральная и культурная жизнь развивалась весьма успешно.

Кстати, Федор Сергеевич Готьян — необычная и талантливая личность. Он был не только хорошим драматургом, писателем и поэтом, а еще и прекрасным педагогом. Он был учителем музыки у моего папы. Мой отец всегда с большой любовью вспоминал своего учителя и его уроки. Недавно на Армянском кладбище в Нахичевани членом Нахичеванской-на-Дону армянской общины Р.Л. Геворкяном был установлен памятник ростовскому драматургу Ф.С. Готьяну.

Вот так, читая старые газеты, узнаешь историю своего города. Прошлое словно оживает перед тобой. И ты уже другими глазами смотришь на день сегодняшний…
Георгий БАГДЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *