nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Пока еще недостаточно изучена история армянской культуры, в частности изобразительного искусства, за рубежами нашей страны. А между тем у армянской культурной диаспоры есть немало видных представителей, даже классиков, внесших значительный вклад не только в культуру той страны, где они жили и творили, но и в общемировую. Об этом свидетельствует и замечательная книга, вышедшая недавно в Ростове в издательстве ООО «Ковчег» под названием «От первого приюта до наших дней. Из истории изобразительного искусства Нахичевани-на Дону». Принадлежит она перу Валерия РЯЗАНОВА — одного из талантливых ростовских искусствоведов. В какой-то степени его книга восполняет пробел в истории культуры диаспоры.

Издание такого рода — первый опыт изучения и обобщения самобытного культурного наследия донских армян, и сложился он не только по праву старшинства, опыта и таланта автора книги. Валерий Рязанов — один из тех художественных критиков, искусствоведов нашего непростого времени, которые стали истинными хранителями духовных ценностей. Его усилиями впервые вскрыт огромный пласт незаслуженно забытых имен художников-подвижников, внесших весомый вклад в сокровищницу искусства. Он автор многочисленных публикаций — монографических очерков, научных исследований, каталогов, альбомов, журнальных статей, посвященных искусству Дона, Северного Кавказа, России, зарубежья. И объединяют все написанное им стойкость убеждений, глубокое знание проблематики художественного процесса, тонкий вкус и литературное мастерство в изложении своих доказательств и оценок. Этим и объясняется авторитет Рязанова, неизменный интерес к его исследованиям. Работая старшим научным сотрудником Ростовского областного музея, он занимается «высшим пилотажем» искусствознания — атрибуцией, выявляет авторство произведений неизвестных русских и зарубежных художников. Но не только этим ограничивается его деятельность в музее: Рязанов постоянно расширяет круг своих дел и забот, без сердечной экономии и эмоциональной расчетливости отдаваясь новым страстям и увлечениям.
Так, например, Рязанов посвятил немало лет изучению и сбору материалов по изобразительному искусству армянского народа, культура которого более 200 лет назад нашла духовное единение с культурой Дона и России.
Книга Рязанова — серьезное, глубокое исследование, хотя и не претендующее на всю полноту отражения темы. Но тем не менее она заключает в себе уникальный материал, исторические факты, достоверность которых не вызывает сомнений. Этот труд несет в себе сведения, создающие широкий контекст, — в плане биографическом, историческом и концептуальном. Это в интересах как истории армянского изобразительного искусства, так и читателя. Книга испещрена интересными историческими фактами, объясняющими многое в биографии и творчестве художников, о которых он пишет.
Как и когда армяне оказались на Донщине?
«Более двух с половиной столетий назад, когда на карте России еще не было Ростова-на-Дону, а лишь обозначалось местоположение крепости Святого Дмитрия Ростовского, в восточной ее части находилось урочище со слободкой Полуденка. Именно здесь в 1780 году после тяжелого изнурительного перехода остановились обозы с армянами — переселенцами из Крыма, найдя свой первый приют на донской земле, которая станет для них второй родиной. От этого прозрачного слова «Полуденка» и пошло начало Новой Нахичевани, а впоследствии города Нахичевани-на-Дону. Потом были другие места поселения для пришедших из далекого Крыма людей — Чалтырь, Крым, Султан
Салы, Большие Салы, Несветай… Тому историческому событию предшествовала грамота императрицы Екатерины II, подписанная 14 ноября 1779 года», — пишет автор, открывая книгу о художниках-армянах.
Из книги мы узнаем, какую огромную роль сыграли в благополучном переселении и дальнейшем обустройстве армянского населения на Дону выдающиеся армянские просветители Иосиф Аргутинский-Долгоруков, Ованес Лазарев, полководец А.В.Суворов. Любопытен следующий факт, который приводит Рязанов: в 1820 году герой Отечественной войны 1812 года генерал Н.Н.Раевский, следовавший с А.С.Пушкиным через придонские города в южный край России, в своем дорожном дневнике лаконично и тепло скажет: «Город армянский, Начевань называемый, пространный, многолюдный и торговлей весьма богатый. Образ жизни, строение лица, одеянья — все оригинальное…»
Главным центром просветительства у новых переселенцев Дона стал монастырь Сурб Хач, созданный выдающимся архитектором Иваном Старовым. Интересен также приведенный в книге факт о том, что при реставрации театра уже в наше время, являющегося и поныне украшением всего донского края (построен по проекту Н.Н.Дурбаха в 1899г.), под слоем штукатурки были обнаружены живописные портреты Шекспира, Ов.Туманяна, Верди, Чайковского. Как выяснили искусствоведы после экспертизы, их авторы — армянский художник А.Арцатбанян и известный донской живописец И.Крылов.
Не только первые страницы, содержащие малоизвестные многим факты, но и вся книга читается на одном дыхании. Ее автор открывает перед нами дотоле неведомый нам «человеческий материк», вселенную, населенную живыми, яркими, трепетными личностями. Как справедливо отмечает в своем кратком, лаконичном слове к книге председатель правления Нахичеванской-на-Дону армянской общины А.Сурмалян, «Валерий Рязанов совершил, без преувеличения, подвиг, осуществив это замечательное исследование как искусствовед и как человек».
Целью автора было вырвать из забвения и удержать в памяти людей все то лучшее, что было сделано армянскими мастерами изобразительного искусства, создание целостной книги со строго и последовательно проведенными общими принципами, с определенной и продуманной логикой идей. И такая книга действительно получилась — книга современная и яркая, живая и необычайно интересная. Умный и впечатляющий, с большим вкусом сделанный выбор художников и их произведений, а также подлинная и безусловная серьезность и ценность связанного с этими художниками круга идей и размышлений превращают ее в весомое событие для всех нас. Наконец, эта книга — не столь уж часто, к сожалению, встречающийся образец настоящего профессионального мастерства. Мастерства человека, не случайно, между делом занимающегося художественно-критической деятельностью, а знающего особенности и возможности искусства критики, главного дела своей жизни.
О ком бы ни писал Рязанов в своей книге — О.Айвазовском, имеющем прочные и глубокие контакты с Ново-Нахичеванью-на-Дону, которые сохранились до конца жизни великого мариниста, М.Сарьяне, ставшем символом искусства XX века, малоизвестном сегодня Х.Гусикове (Гусикянце), учившемся в Академии художеств Санкт-Петербурга с И.Репиным, М.Аладжалове — воспитаннике знаменитых русских художников А.Саврасова, В.Маковского, И.Прянишникова, Амаяке Арцатбаняне — первом учителе М.Сарьяна, Сергее Гамбарцумове, незаслуженно забытых художниках — А.Анопьяне, А.Черчопове, Н.Козодьяне, а также о современных мастерах изобразительного искусства — О.Лусегенове, И.Хашхаяне и других художниках, — везде перед глазами читателя встает органически целостный и живой образ художника-творца во всем своеобразии его склонностей, вкусов, особенностей творческого почерка, во всей весомости и важности его труда в искусстве, в неповторимой персональности своего взноса в общее дело. В книге продемонстрирован действительно внушительный парад армянских художников, открытий, их больших достижений. Благодаря многочисленным фактам ее страницы приобретают особый аромат эпохи, быта, биографии старой Нахичевани и его талантливых художников. Главное в книге — сами художники, их судьба, их творчество, то есть все то, что остается вне произведений художников и может безвозвратно уйти.
Трудно выделить какие-то особые страницы книги — все интересны, познавательны и важны. Но особенно любопытны рассказы Рязанова о роли великого мариниста Айвазовского, полпреда двух культур, русской и армянской, в зарождении и развитии изобразительного искусства Нахичевани-на-Дону. В коллекции Ростовского областного музея находятся четыре картины Айвазовского: «Лунная ночь», «Море», незнакомое многим полотно «Гибель Помпеи» и великолепный портрет крупного коммерсанта, городского главы Ново-Нахичевани Артемия Павловича Халабяна.
Особую ценность представляет информация, взятая из газеты, издаваемой на Дону, «Приазовский край» за 14 апреля 1895 года, где говорится, что И.К.Айвазовский был в Нахичевани. Он подарил картину «После потопа». Кроме того, Айвазовский привез в подарок небольшие полотна, преимущественно марины… Одну картину, «Везувий», оставил Балабанову для розыгрыша в лотерею, чтобы на вырученные деньги оказать помощь беднякам Нахичевани. Любопытна также помещенная в книге фотография 1916 года, где на фоне картины «После потопа», экспонированной в одном из залов Нахичеванской духовной семинарии, запечатлена большая группа людей, — очевидно, известных общественных деятелей города. Рязанов отмечает, что композиция этой картины совпадает с полотном кисти Айвазовского «Сошествие Ноя с Арарата» (1889г.), находящейся в Государственной картинной галерее Армении.
С большим интересом читаются страницы, где говорится о Ростово-Нахичеванском обществе изящных искусств, с деятельностью которого связаны одни из самых ярких страниц в художественной жизни Ростова и Нахичевани. Говоря об активной выставочной деятельности этого общества, Рязанов отмечает, что «среди участников весенних выставок РНОИИ были великие или выдающиеся мастера, имена которых станут известны во всем мире. Это художники, без которых невозможно представить изобразительное искусство XX века: Мартирос Сарьян, Грегор Шилтян, Григорий Артемов…»
Дошедшие до нашего времени каталоги весенних выставок Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств представляют большой интерес как документы эпохи становления творчества многих художников Нахичевани-на-Дону. Они дают представление не только о творческой активности, тематических и жанровых интересах, профессиональных поисках нахичеванских художников, но и о том положении, которое они занимали в самом художественном процессе, имевшем место на Дону в годы организации выставок РНОИИ. Судя по этим каталогам, абсолютным доверием своих коллег пользовался талантливейший живописец, педагог, общественный деятель и прекрасных качеств человек — Акип Карпович Ованесов… В жюри состояли также такие авторитетные художники-нахичеванцы, как А.А.Арцатбанян, А.Г.Черчопов, С.М.Агаджанян, И.Г.Карибов…
Из книги В.Рязанова можно почерпнуть не каждому сегодня известные сведения: например, узнать об организации в Ростове Мариэттой и Магдалиной Шагинян художественной школы имени М.А.Врубеля и много другого фактического материала. К достоинствам книги-альбома следует отнести хорошо иллюстрированный материал из множества черно-белых и цветных репродукций и редких фотографий. Закрывая книгу, испытываешь чувство благодарности к Валерию Рязанову за его бесценную работу и к Шаэну Хачатряну, который любезно предоставил эту книгу на пару дней. Надеемся, что в Ереване кто-то устроит нам сюрприз: откроет выставку произведений нахичеванских художников.

Наталия ГОМЦЯН
«Голос Армении» №5, 2011

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *