nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Сегодня мы видим огромное разнообразие танцев, каждый из которых имеет свое название, место происхождения и свою предысторию. Мы воспринимаем каждый из них как определенную законченную целостность. Но каждый танец, каждое его движение может быть проанализировано и отнесено к определенной категории. Классификацию этих категорий составила в свое время известная исследовательница армянского танца Србуи Лисициан. Она выделила семь типов движений: бытовые, трудовые, выразительные, подражательные, описательные, символические и условные. Хочется подробнее рассказать о каждом из этих типов, опираясь на ее фундаментальный труд.
Бытовые движения связаны с поведением человека в быту – как он ест, одевается, спит, купается; с его передвижением: ходьбой, бегом, прыжками и т. д.
Трудовые движения связаны с производственной деятельностью человека. При этом, приобретая все новые двигательные навыки, человек сохранял и все прошлые, самые элементарные, кото-рые выработались еще тогда, когда он пользовался наипростейшими орудиями труда. Трудовые движения играли крупную роль при создании плясок еще при первобытнообщинном строе. Трудовые движения воспроизводились в обрядовых танцах, потому что люди верили, что с помощью подражания соответствующему трудовому процессу они могли добиться помощи своему хозяйству и бытовым нуждам.
Выразительные движения – это жесты, выражающие психические состояния человека. Эти состояния могут быть разными по своему напряжению. Это может быть радость, ликование или, наоборот, скорбь, отчаяние, печаль.
Подражательные движения воспроизводят движения свои или чужие. Такими движениями подражают поведению людей в быту, на охоте, на войне, на рыбной ловле и различным трудовым процессам, а также другим живым существам — животным, птицам, пресмыкающимся, насекомым; стихиям – движениям волн, ветвей деревьев от ветра.
Описательные движения – это движения, воспроизводящие форму, величину и свойства предмета. Такими движениями человек описывает предмет (одушевленный и неодушевленный) и его качества, которые возможно передать движением.
Символические движения отличает то, что они имеют в каждой среде строго регламентированную, установленную условную форму, сложившуюся на протяжении исторической жизни народа. Из символических движений основными являются обрядовые, ритуальные, магические и религиозные. Они были созданы человечеством в глубокой древности в недрах первобытного общества для взаимоотношений с одухотворенными им силами природы и духами предков.
Условные движения принято называть языком жестов. Они заменяли звуковой язык в тех случаях, когда говорить запрещалось или нельзя было нарушить тишину. Например, в старые времена вынуждены были подолгу молчать невестки в армянской крестьянской семье. Они не имели права разговаривать со свекровью, свекром, деверем и некоторыми другими лицами и вообще с посторонними мужчинами. Им приходилось пользоваться языком жестов, возможности которого весьма ограничены.
Подобная классификация позволяет глубже проникнуть в смысл каждого танца, понять его изначальный смысловой посыл и лучше воплотить его в жизнь. Проанализировав репертуар нашего ансамбля «Арпи», мы пришли к выводу, что у нас есть танцы, построенные на основе бытовых движений («шатахи пар» – дорожный танец, имитирующий поведение людей в дороге), подражательных движений (девичьи танцы, с поднятыми вверх руками, как бы колеблемыми ветром), символических движений («тамзара» — притопывание пятками, как бы отгоняющее злых духов) и описательных движений (набирание незримой воды в кувшин в «танце с кувшинами»)… Примеров можно привести множество, но чаще всего танец представляет собой совокупность всех этих видов движений.
Карина ХУМАРЯН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *