Армения – как много всего заключено в этом слове. Порою мне кажется, что судьбой предначертано моему народу вновь и вновь «возрождаться из пепла» и покой ему только снится…. Но состояние покоя, как ни парадоксально, нам чуждо, ибо в нем армянам не удается пребывать. Достигнув чувства удовлетворенности, армянин счастлив лишь на миг. Ему тут же в голову приходят мысли о том, как хорошо бы сделать еще это, и то, и другое и так до самого конца.
Так же и с нашим героем, человеком, который сам всего в жизни добивался, виток за витком строил линию своей судьбы, трудился всю жизнь, падал и поднимался.
И вот пришло время «собирать камни», и задумался армянин, а что он сделал для своего народа. Эти мысли начали посещать его все чаще. Когда он начал просыпаться и ложиться с ними, решил… Пора!
Зародилась в нем идея установить в родном городе Морозовске, что в Ростовской области, хачкар – мемориальный крест-камень в память о геноциде армян в Западной Армении в 1894–1923 годах и о славных русских воинах, казаках, отдавших свои жизни за освобождение Армении. Тут же рядом с хачкаром построить небольшую часовенку, где в будущем будет построена Армянская Апостольская церковь Святых Архангелов, чтоб армянам Морозов-ска было где молиться, креститься, венчаться и очищать свои души.
Все вышесказанное говорилось о великолепном человеке, настоящем мужчине, армянине – Шаварше Мамиконовиче Арустамяне. Он знал, что подобные мысли посещают головы и его друзей: Камо Варданяна, Мацака Арутюнова, Гагика Давтяна, Карапета Гукасяна, Ваге Мартиросяна. Однажды, оказавшись вместе, решили они от слов перейти к делу.
С этой минуты начался новый этап в жизни наших благотворителей. Им не раз приходилось убеждаться в прописной истине: «тернист путь благого дела».
И вот настал долгожданный день. С благословения Главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ Епископа Езраса Нерсисяна 11 мая в городе Морозовске состоялось открытие Хачкара. Люди целыми семьями пришли засвидетельствовать столь значимое событие в жизни армян региона.
Многочисленные гости приехали из многих регионов Донского края: среди них были не только члены большой армянской общины, но и представители русского народа, казачества и других народов.
Происходящее таинство у Хачкара усиливало торжество момента. На церемонии присутствовали настоятели всех армянских церквей Ростовской области: Сурб Карапет – тер Тадевос (Авагян), Сурб Аствацацин – тер Ананиа (Бабаян), Сурб Амбарцум – тер Тадеос (Гайбарян), Сурб Хач – тер Погос (Тертерян) и Сурб Арутюн – тер Тиран (Авагян).
Таинство возглавил специально приехавший из Москвы Иеромонах Погос Варданян.
Потом священнослужители Армянской Апостольской церкви Ростовской области освятили и преподнесли в дар армянской общине Морозовска иконы Пресвятой Богородицы и Святых Архангелов Михаила и Гавриила. Эти великолепные работы были выполнены талантливым ростовским фотохудожником, членом Союза художников России Сергеем Полевцом.
Вступительной речью меро-приятие открыла член морозовской армянской общины Ани Парамонова.
В последующих выступлениях главы Морозовского района Ростовской области Петра Федоровича Тришечкина, представителя Главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ Иеромонаха Погоса Варданяна, консула Республики Армения в Южном федеральном округе Российской Федерации Армана Аганджаняна, представителя Новочеркасской и Ростовской митрополии Русской Православной церкви священника Георгия, председателя международного женского объединения амшенских армян «Амшенка» Саиды Оганян, атамана Морозовского округа Всевеликого Войска Донского И.Д. Бородина говорилось о том, что совершавшиеся турками злодеяния во второй половине 19 века являются абсолютным злом и они должны понести заслуженное наказание за содеянное.
Прозвучали слова благодарности в адрес русского народа и России за то, что она единственная страна в мире, которая трижды признала и осудила геноцид армянского народа, совершенного турецкими властями в 1894–1923 годах по отношению к коренному армянскому народу на его исторической родине – в Западной Армении, а именно:
в 1915 году – Правительство царской России;
в 1919 году – Совнарком – Правительство большевистской России;
в 1993 и 1995 годах – современная демократическая Россия.
Выступающие были едины в том, что установленный Хачкар всегда будет символизировать христианскую веру и братство между нашими народами.
Хотелось бы выразить особую благодарность главе Морозовского района Ростовской области Петру Федоровичу Тришечкину, который в своей речи рассказал об исторических событиях, сплотивших навеки русский и армянский народы. Им было сказано немало добрых слов в адрес наших соотечественников, живущих и трудящихся в городе и районе. При этом он добавил, что армяне не гости на Донской земле, а земляки.
В очень эмоциональной и живой речи атамана Морозовского округа Всевеликого Войска Донского И.Д. Бородина говорилось об историческом переплетении судеб русского и армянского народов. Он поблагодарил армянский народ за то, что армяне – братья-единоверцы – свято хранят память о казаках, русских воинах, отдавших свои жизни за Армению, увековечили подвиг казаков памятником, установленным в Канакере (Ереван).
Представитель Новочеркасской и Ростовской митрополии Русской Православной церкви отец Георгий вспомнил, что в 1822 году трехтысячное русское войско под командованием генерал-лейтенанта Красовского совместно с армянскими ополченцами недалеко от города Аштарака вступили в неравный бой с 30000-м персидским войском, победили его и тем самым освободили и защитили Первопрестольный Святой Эчмиадзин. В честь этой исторической победы был воздвигнут памятник.
В проникновенной речи одной из участниц мероприятия были зачитаны воспоминания русского генерала Казачьего Императорского полка – Алексея Парфеновича Кулебякина, участника обороны города Вана. Русского генерала, казака, закаленного в боях, поразили нечеловеческие зверства, чинимые турками. Зрелище, увиденное в этническом армянском селе Корсот, заставило русских казаков плакать. 1 мая 1915 года казаки и армяне-добровольцы, двигаясь в сторону армянского села, решили сделать привал. Военные разбрелись по окрестностям, их насторожил неприятный запах. Пройдя село от начала до конца, они не встретили ни души. Над вырезанным армянским селом стоял плотный смрад – «стойкий запах гниющих тел людей, животных и гари». В одном из домов казак увидел слепую старуху-армянку. Беспомощная женщина тронулась рассудком. Она целую неделю одна, голодная копошилась посреди вырезанной, разлагающейся семьи. Увиденное настолько потрясло генерала, что Кулебякин написал пронзительное, бьющее по нервам стихотворение «Слепая»:
С перерезанным горлом мужчина,
Молодая армянка в белье,
Две замученных девочки, мальчик
И младенец в кровавом тряпье.
Уцелела старуха слепая
Посреди перебитой семьи,
Несмотря на свое истощенье
И на дряхлые годы свои
На полу шевелилась старуха,
Трупный запах чуть с ног не валил…
Армянин помолился, заплакал…
И, не глядя,
ее пристрелил…
На мероприятии выступили также деятели различных армянских общинных структур Ростовской области: полномочный представитель Совместного объединения армянских казачьих сил Карен Варданян, член Морозов-ской армянской общины, генеральный директор ЗАО «Морозовское» Гагик Давтян, исполнительный директор РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община» Сергей Саядов, председатель армянской общины 5-го отделения Песчанокопского района Г. А. Аванесян, председатель правления армянской общины Сальского района А.А. Торосян, представитель Ростов-ского регионального отделения Общества дружбы и сотрудничества с Арменией Р. М. Манукян. Выступавшие выразили благодарность русскому народу за то, что он дал возможность армянам обрести дом и новую родину.
Хачкар высечен в Армении и доставлен в город Морозовск усилиями армянской общины Морозовска во главе с ее председателем и благотворителем Шаваршем Арустамяном.
Много добрых слов звучало в адрес организаторов мероприятия, сотворивших действительно благое дело.
Мероприятие продолжили участники армянских творческих коллективов Ростовской области: ансамбль «Искры Армении» при ААЦ Сурб Хач Ростова-на-Дону (руководитель Армине Оганян), муниципальные ансамбли Мясниковского района «Зангер» («Колокола») и «Союз талантов» (руководитель Софья Кочергина). Ася Матевосян, Ашот Матевосян, Маргарита Маргарян, Милена Мартиросян, Виолетта Хачатрян, А. Авакимян читали стихотворения, что усиливало эмоциональную составляющую происходящего момента.
Завершили мероприятие матахом (благотворительной трапезой). Казалось, каждый завиток Хачкара говорит об исторической Родине, о связи с ней каждого, кто сегодня находился здесь. И мы уверены, что к нему не зарастет народная тропа.
Народ стал расходиться с чувством полного удовлетворения и надеждой в ближайшем будущем обрести храм и своего священника.
Удачи вам друзья! Бог в помощь!
Саида Оганян,
журналист-этнограф