В Республике Армения уже три года существует Представительство Института ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности). О его деятельности нас неизменно информирует его директор Нвер Суренович Торосян.
– Скажите, Нвер Суренович, удалось ли за прошедший период реализовать намеченные цели и каких результатов вы достигли?
– С момента создания основными задачами Института ОДКБ в Республике Армения были проведение фундаментальных и прикладных исследований о роли и месте ОДКБ в современном мире, исследования в сфере без-опасности, сотрудничество с различными организациями, учебными заведениями, распространение информации об ОДКБ, регулярная организация конференций, семинаров, различных мероприятий и т. д.
Могу с уверенностью утверждать, что эти и другие цели, которые были поставлены нами изначально, успешно достигнуты.
Кроме того, в прошлом году нашим институтом был издан буклет (тиражом в 3000 экземпляров), в котором содержатся общие сведения об ОДКБ. В это же время был создан и утвержден Военно-научный совет Института ОДКБ.
Впервые в прошлом году наше представительство отправило в Москву в Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания (единственного в России федерального государственного образовательного учреждения, специализирующегося на подготовке и переподготовке кадров для ТВ, радио и печатных СМИ) сотрудников редакций печатных и интернет-СМИ из Армении на курсы повышения квалификации.
В 2011 году, с 27 по 29 сентября, в Ереване состоялась Первая международная конференция на тему «Геоэкологический контроль и риск административного региона», организованная Институтом ОДКБ в РА совместно с Гегаркуникским марзом (областью) и Государственным инженерным университетом Армении. Участвовать в мероприятии были приглашены 56 ученых, исследователей и экспертов в области экологии из 15-ти стран мира. По завершении конференции нашими усилиями был издан сборник научных тезисов.
В течение прошлого года были также совершены выезды нашей мобильной группы в регионы Армении, состоялись встречи с журналистами, политологами и аналитиками.
Армянское национальное представительство Института ОДКБ намерено и дальше проводить более объемную работу, расширяя круг своих действий.
– Г-н Торосян, в одном из своих прошлых интервью вы отметили, что Армянское представительство Института ОДКБ работает над проектами по созданию радио ОДКБ и выпуску газеты. На каком этапе находится эта работа?
– Как проект «Радио ОДКБ», так и проект газеты прошли стадию разработки и отосланы в Москву, где находятся на рассмотрении. Надеемся, что в ближайшем будущем будем иметь положительный результат.
– ОДКБ по сути – Договор (альянс) военной безопасности и был основан именно в целях безопасности. Как по-вашему, когда ОДКБ сыграла наиболее важную роль за весь период своего существования?
– Организация Договора о коллективной безопасности занимает особое место в евразийском регионе в сфере международных отношений, в системе безопасности. Трудно выделить какую-либо одну наиболее важную или приоритетную роль, однако если упорядочить их последовательность, то, во-первых, это мир и стабильность, во-вторых, безопасность, для реализации которых Организация Договора о коллективной безопасности осуществляет ряд мероприятий, в том числе международных, таких как учения «Рубеж», которые проходят ежегодно начиная с 2004 года; встречи на уровне глав государств, министров иностранных дел, министров обороны, секретарей советов безопасности; обсуждения, принятие важных решений и т. д. Незаменим ее вклад и в подготовку военных кадров, в военно-техническое оснащение.
Особое место занимают Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ. Пользуясь случаем, хочу напомнить, что в 2009 году, в период председательствования Республики Армения в ОДКБ, по инициативе президента Армении Сержа Саргсяна были созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), успешно проводящие, начиная с 16 октября 2009 года в Матыбулаке, военные учения, боеготовность и профессионализм которых удивили представителей международных военных структур.
Одним из ведущих направлений является также и контртеррористическая деятельность, благодаря которой случаи проявления терроризма на пространстве ОДКБ пошли на убыль.
В центре внимания ОДКБ находится и борьба с наркоугрозой, проводимая антинаркотической операцией «Канал», а также операция «Нелегал», противодействующая незаконной миграции.
– 20 декабря 2011 года в Москве, на встрече глав государств – членов ОДКБ было принято решение, согласно которому на территории государства – члена ОДКБ иностранная военная база со стороны третьего государства может быть размещена только с согласия государств – членов ОДКБ. Как вы оцениваете данное решение и каких значимых результатов в таком случае можно достичь?
– По поводу решения от 20 декабря хотел бы подчеркнуть тот факт, что за него высказались все государства – члены ОДКБ. Несомненно, это явление отражает продуманность действий государств – членов ОДКБ, направленных на тесное сотрудничество, так же, как и уникальное проявление единения. Думаю, последнее по своей сути является очень позитивным и важным, что дает возможность ОДКБ обеспечить единую политическую позицию внутри структуры, сплоченность. С этой точки зрения, оно может сыграть большую роль в сфере обеспечения безопасности в регионе, что может послужить дополнительным инструментом для поддержания стабильности в евразийском регионе и укрепления федеральных отношений. Как известно, в Киргизии уже развернута военная база США (с 2001 года – Бишкекский международный аэропорт «Манас»), но Амазбек Атамбаев неоднократно высказывался за их вывод, и я полагаю, что заработают все условия достигнутого соглашения.
– Кроме того, были внесены изменения в механизм принятия решений ОДКБ. Например, не во всех случаях основываться на консенсусе. Какие результаты оно дало?
– Хочу отметить, что речь идет о Протоколе от 10.12.2010 года, который уже ратифицирован Национальным собранием Республики Армения. Основное изменение заключается в том, что принятие решений не предполагает консенсуса; если какая-либо сторона высказывается против или воздерживается, следовательно, она освобождается от каких-либо последствий, вытекающих из решения. Принятие решений в кризисных ситуациях предполагает их принятие в ограниченном составе. Есть вопросы, для принятия которых потребуется лишь простое большинство голосов или только согласие заинтересованных государств-членов. Данная практика существует и в Североатлантическом альянсе. Тем не менее сегодня рано говорить о результатах, потому что на практике оно пока не применялось. На данный момент единственным достижением является то, что создана нормативно-правовая база на будущее.
– Совсем недавно, 12 марта, в Ереване прошло расширенное заседание Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Совета национальной безопасности Армении. Каковы результаты этой встречи?
– Были обсуждены детали нового пакета стратегических документов Организации, которые должны определить дальнейшее направление ОДКБ и Армении. Новая стратегия и новая концепция ОДКБ не только определят всю систему коллективной безопасности, но и помогут ответить на многие вопросы, связанные с ядерным оружием России и возможностями его использования для защиты своих союзников.
В целом же они затрагивают вопросы дальнейшего развития военного сотрудничества между государствами – членами ОДКБ.
Стороны вместе с тем отмечали необходимость доработки этих документов, чтобы они соответствовали существующим реалиям.
Кроме того, не стоит забывать, что в этом году с 3 по 8 сентября на территории Армении пройдут совместные учения КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2012». Тема учений – «Применение сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности в Кавказском регионе коллективной безопасности с участием Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности».