В Нахичевани большое внимание уделяли образованию детей. Своих чад нахичеванцы старались отправить получать образование в лучшие учебные заведения Санкт-Петербурга, Москвы, Парижа, Вены и Берлина. В самой Нахичевани открывались учебные заведения, в том числе и профессиональные училища. Так, по инициативе Р. Патканяна в Нахичевани в 1880 году открывается техническое училище (сейчас это здание находится по адресу: 17 линия, 5). Над его входом было написано по-армянски: «Рабочая рука не просит милостыни». В этом училище обучали слесарному, плотницкому и сапожному ремеслу. По настоянию Р. Патканяна давали образование на уровне начальной школы. У Патканяна было известное изречение: «Образование дает ум, но не всегда хлеб. Хлеб дает мастерство, но не ум. Объединение образования и ремесла дает нации богатых умом людей. Отсюда наше, армян, спасение в ремесле и знаниях».
Интересны воспоминания известного писателя и историка Таганрога П. П. Филевского о том, как он получал образование в Нахичевани:
– Поместили меня учиться к смотрителю уездного училища Эдуарду Ивановичу Виссору. Это был немец с хорошим педагогическим образованием. Кроме Эдуарда Ивановича был надзиратель, француз Изар, из пленных французов. Он учил воспитанников говорить по-французски и следил, чтобы они говорили между собой на этом языке. Для этого была, между прочим, медная бляха величиною с донышко блюдца, и, если кто-то заговорит по-русски, тому эта «карта» вручалась, и получивший ее должен был ловить следующего проболтавшегося по-русски. У кого «карта» оставалась к обеду, тот оставался без обеда, то есть он обедал, только не со всеми, а отдельно… Кроме того, приходил француз Пижоль, и он уже теоретически занимался французским языком… Такое внимание к французскому языку объясняется желанием армян, да и ростовского купечества, чтобы их дети говорили по-французски, тем более что многие богатые армяне посылали детей в Париж для получения коммерческого образования». (П. П. Филевский. Нахичевань и нахичеванцы. Из воспоминаний о детстве. 1996. Донской временник.)
Интересны воспоминания известного общественного деятеля Нахичевани Келле-Шагинова: «Метод преподавания у Виссора был таков: не ограничивались заданием уроков «от» и «до», а учитель читал каждый урок и объяснял в чем суть, а мы усваивали, как следует, свой урок и понимали, для чего вообще нужно учиться. Этот метод научил нас любви к учению и прилежанию. Все мои товарищи впоследствии при встречах вспоминали добром о Виссоре, как о добросовестном и знающем природу детей педагоге. Виссор позже был переведен в Таганрог в гимназию преподавателем немецкого языка и до глубокой старости жил в Таганроге. Мир праху твоему, мой добрый учитель!»
Вот такое трепетное отношение к своим учителям было у нахичеванцев.
Как мы видим, в Нахичевани уделяли особое внимание образованию детей. Многие школы, которые были основаны еще в девятнадцатом веке, и сегодня продолжают работать в Нахичевани.
Георгий БАГДЫКОВ