nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Уверен, что если бы у коренных бакинцев был выбор, с кем рядом жить, – с армянами или вчерашними «овцепасами», то выбор бы пал на армян. Ибо знают и помнят азербайджанцы Баку, кто такие армяне, как они жили, чем занимались и какую пользу приносили нынешней азербайджанской столице. Хотелось бы глянуть хоть на одного ереванского азербайджанца, который бы оставил в Ереване примечательный след. Говорят, их там было больше, чем самих армян. Так обоснуйте этот бред! Подкрепите хоть чем-то! Перечислите ряд фамилий, которые бы построили то или иное здание, архитектурное сооружение… Или видного ученого, деятеля культуры, науки. Таковых фамилий не знаю. Зато знаю следующее.
На начало кровавого месива в Баку проживало около 250 тысяч армян. Это только в Баку. Армянская диаспора пока всегда была одной из старейших. И армяне внесли в этот город значительный вклад. Правда, современные власти города и страны пытаются стереть эти имена. Удается. Но слабо. Старожилы знают, что, где и когда оставили армяне в Баку.
Начнем с того, что у истоков нефтедобывающей промышленности Баку стояли такие крупные капиталисты-нефтепромышленники – армяне, как И. Мирзоев, Ц. Лианозов, А. Манташев, П. Гукасян. В 1872 г. И. Мирзоев первый внедрил технику бурения нефтяных скважин – до этого нефть добывали кустарным способом. Он же впервые построил в Сураханах два нефтеочистительных завода и экспортировал полученный керосин. В самом начале 20 века из 154 нефтеперерабатывающих заводов 89 принадлежали армянам.
Можно составить представление о доле армян в экономике Баку по уплаченным ими налогам. Армяне-нефтепромышленники А. Манташев, С. Лианозов, Гукасяны в начале XX века были вовлечены в крупные мировые промышленные банковские акционерные общества. Функционировали такие крупные компании и фирмы, как «Манташев и К0», «Каспийское т-во» (бр. Гукасовы), «Лианозов и семья», «Бр. Мирзоевы», «Арамазд», «Сюник» и др. Кроме того, нефтяной король Манташев для переработки нефти построил в Баку керосиновый завод и завод смазочных масел. Манташев приобрел в Англии два танкера, которые начали поставлять нефть в Индию, Китай, Японию, а также в страны Средиземноморья. Это сейчас Алиев печется о трубопроводе Баку – Тбилиси – Джейхан. А в 1907 году Манташевым был построен первый в мире 835-километровый нефтепровод Баку – Батуми. И бизнесмена стали называть «нефтяным королем». Нефтяную промышленность Баку вообще поднимали армяне, русские, евреи и скандинавы, среди которых Нансен и Нобель. Ну, это об экономике.
Что касается архитектуры, которая очень хорошо знакома современным бакинцам… Тысячи азербайджанцев и гостей Баку вступают в город через врата, которые хорошо известны любому, кто бывал в Баку, – здание Сабунчинского вокзала, архитектором которого был армянин Николай Баев. Его творение — одна из визитных карточек города. Также его авторству принадлежат Оперный театр и больница им. Нагиева.
Другая визитная карточка Баку — здание Филармонии. Прекрасное сооружение. И очень известное в Баку. Автором сооружения является армянин Гавриил Термикаелов. Его же мысли принадлежит Педагогический университет, доходный дом братьев Садыховых (напротив Филармонии), здание Госбанка (ныне биржа).
Далее Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета. Очень известное в Баку здание. Оно было построено в 1910 году тем же архитектором Николаем Баевым. И изначально в этом здании размещался театр братьев Маиловых, армян по национальности. Также Николай Баев построил больницу имени Семашко – самую известную и посещаемую больницу Баку.
А где любят гулять бакинцы и гости города по вечерам? Правильно! Бакинский бульвар, который построил все тот же гениальный армянский архитектор Николай Баев.
И, наконец, самое главное: Дворец имени Гейдара Алиева в самом центре города (бывший Дворец Ленина). То место, которое знает каждый человек в Азербайджане. В этом дворце проводятся концерты, фестивали, съезды и т. д. С трибун этого дворца тысячи раз звучали антиармянские настроения за последние 20 лет. Ай-ай-ай, как нехорошо!
Я уж молчу про здание Академии наук Азербайджана, проектированием которого занималась армянка Анна Ольтециан. Но теперь именно из этого здания строчат книги по фальсификации армянской истории и разрастается патология «древнеазербайджанского зуда».
Это лишь малая толика того, что армяне оставили после себя. Да и не только армяне, но и русские, немцы, евреи, образованные азербайджанцы, Усейнов например. Баку всегда был интернациональным городом. И неудивительно, что все бакинские армяне трилингвы или билингвы. Владеют несколькими языками. Дух улиц впитал в них эту способность.
Также армяне прославили Баку благодаря своему творчеству. Каждому россиянину, человеку постсоветского пространства, известны такие имена из бакинских армян, как один из изобретателей цветного телевидения Иван Адамян, математик Роберт Аракелов, дрессировщик Михаил Багдасаров, разработчик вычислительной техники Борис Бабаян, летчик-испытатель Рафаэль Капрелян, шахматисты Гарри Каспаров, Владимир Багиров, Ашот Наданян, композитор Алексей Экимян, артист-сатирик Евгений Петросян и многие другие. В конце концов, автором герба Азербайджанской ССР был Рубен Шхиян.
В Азербайджане власти пытаются скрыть их имена. Делается это на уровне правительства. Вспомните, как представил всеми любимую песню «Я встретил девушку» посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюль-оглы. Автора песни, армянина Виктора Бабаева посол представил как бакинского композитора.
Сеется среди молодежи Азербайджана ненависть к армянам, патологическая армянофобия. И лишь самые умные, самые отборные азербайджанцы не станут клевать на эту утку властей. Кстати, хотелось бы той же власти и ее зомби-выкормышам задать встречный вопрос: а что оставили после себя «еразы» в Армении?
Вадим АРУТЮНОВ,
автор и ведущий рубрики «Антитопор»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *