Сегодня мы расскажем вам о том, как справляли новый год в Арцахе. Нижеприведенные факты взяты из книги заслуженного деятеля науки Армении, профессора Степана Даниловича Лисицяна «Армяне Нагорного Карабаха. Этнографический очерк», вышедший в 1992 году.
…Как и в других армянских провинциях, в Нагорном Карабахе христианские праздники, приуроченные к языческим, тесно сплелись с языческими обрядами. В народном сознании последние выступали часто резче и рельефнее, чем те или другие стороны христианского церковного богопочитания. Широкое участие населения всех возрастов в праздниках выражалось не в церковных службах и устройстве процессий с участием священников, а в форме народных развлечений. Возможно совсем не случайно, что христианские символы — крест и икона — не помещались в частных домах: нигде в Нагорном Карабахе в жилых помещениях нельзя было их встретить, разве только в крайне редких случаях у священных очагов. Тут не столько церковь ворвалась в общенародную и частную жизнь, сколько скорее последняя — в церковь. Далее заклание жертвенного животного не всегда требовало присутствия священника. Были также праздники, которые вовсе не отмечались церковью. Таков Навасард – праздник древнеармянского Нового года, когда-то справлявшийся торжественно и всенародно армянскими царями. До последнего времени он прочно держался во всех деревнях Нагорного Карабаха. Правда, в городе Шуши он был предан забвению и заменен празднованием 1 января со взаимными посещениями и поздравлениями. Однако в крестьянской среде к Навасарду продолжали готовить разные печенья (молочные, сладкие, с начинкой, «ушки»), варили коркот из баранины или свиной головы – хозклох — и пшеничной крупы, покупали для всех членов семьи обновки, особенно для детей, мать раздавала всем сушеные фрукты и сласти, жених и его родственники приносили невесте подарки в виде платка, носков, отреза на платье, фруктов и сластей. Иногда эти подарки накануне вечером незаметно опускались завернутыми в платок в дом через окошечко в потолке. Такими же подарками обменивались соседи и друзья. Особенно характерно то, что в этот день домохозяева отправлялись с поздравлениями и подарками (яблоками и вином) к сельскому старосте и священнику. В этот день во дворе вешали на деревьях платье красного цвета и всякие куски материи красного цвета (с. Сос). Хотя проникшие в деревню городские обычаи успели в достаточной мере ослабить празднование Навасарда, все же вместо него не успело установиться празднование Нового года 1 января, которое в селах проходит незаметно. На начало гражданского Нового года выпадает Рождество и Крещение, которые, по преданиям армянской церкви, празднуются одновременно, друг за другом, с вечера 5 января по вечер 6-го. Праздник этот менее всего был отмечен местными языческими переживаниями. Накануне его выпекался пресный пирог — кыркэни, на постном масле из муки и ореха, куда предварительно была замешена горошина или фасоль, лобио, мелкая серебряная монета, знак достатка — довлат. Пирог этот торжественно, в присутствии всей семьи, разрезался на части, причем выделялись части пирога не только для отсутствующих членов семьи, но и для животных, даже для собаки, не забывался и домашний очаг. В чьей доле окажется довлат, на том и будет зиждиться благосостояние семьи в течение всего наступающего года. Особенно хорошей приметой считалось, если горошины, обнаруженные в доле, выпали очагу. Применение этого способа предсказания будущего, однако, не во всех селениях приурочивалось к кануну Рождества; в других местах (с. Вагуас) этот раздел пирога кыркэни происходил накануне Навасарда, что вполне логично, раз Новый год начинался с этого дня…