nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Новая резолюция в Конгрессе США

Вопрос сохранения и возвращения конфискованного в Турции у христианских меньшинств церковного имущества время от времени включается в политическую повестку. В результате принятой недавно в комиссии по внешним сношениям Палаты представителей Конгресса США резолюции под номером 43471 (26 июня 2014г.) этот вопрос вновь стал предметом обсуждения в общественно-политических и информационных кругах.

В содержательном плане новая резолюция является продолжением 306-й резолюции, принятой Палатой представителей Конгресса США 15 июня 2011г. Поскольку обе резолюции относятся к одному и тому же вопросу – возвращению конфискованного у христианских меньшинств Турции церковного имущества, – в функциональном плане можно сказать, что между ними есть сходство. Однако в плане остроты вопроса есть определенные отличия.

1. Если 306-ая резолюция касалась только имущества христианских церквей, находящегося на территории Турции, то новая резолюция касается также церковного имущества, находящегося на оккупированных территориях Северного Кипра.

2. Если в предыдущей резолюции в роли действующего субъекта в вопросе возвращения конфискованного у христианских меньшинств Турции выступали турецкие власти, поскольку это была их прерогатива, то, согласно новой резолюции, вопросом возвращения христианского имущества, помимо турецких властей, занимается также американское правительство.

3. Если предыдущая резолюция не предусматривала какого-либо контроля над процессом возвращения церковного имущества, то новая резолюция предусматривает такой контроль. Согласно новой резолюции, госдепартамент США обязан до 2021г. ежегодно представлять отчет обеим палатам Конгресса (Палате представителей и Сенату) об усилиях, прилагаемых по возвращению конфискованного у христиан Турции имущества законным хозяевам.

Принятие новой резолюции председатель комиссии по внешним сношениям Палаты представителей Конгресса Эд Ройс аргументирует тем, что «ситуация в связи с христианскими церквями в Турции ухудшается… и, несмотря на обещания правительства Турции вновь открыть церкви, этого не происходит»2.

Вдобавок к сказанному приводятся аргументы, будто в Турции продолжают попираться права и свободы христианских меньшинств, что проявляется в следующем:

— христианские меньшинства Турции не имеют возможности свободно проводить религиозные обряды,

— в вопросе восстановления принадлежащих им церквей и памятников и строительства новых сталкиваются с множеством препонов,

— христиане подвергаются насилию вплоть до убийств и других преступлений.

Отношение заинтересованных сторон

Для прогнозирования перспектив возвращения конфискованного церковного имущества важное значение имеет рассмотрение отношения заинтересованных сторон к принятой резолюции. Таковыми являются армянская, греческая, другие национальные общины США, имеющие задачу возвращения церковного имущества в Турции, их национальные государства и общенациональные структуры, а также Турция.

Армянская, греческая и ассирийская общины США приветствовали принятую резолюцию. Согласно руководителю комиссии Ай-Дата Америки Кену Ачикяну, «принятие резолюции – это сигнал Анкаре, призывающий прекратить антихристианскую политику и смириться с моральными, материальными и правовыми обязательствами перед армянами, ассирийцами, киприотами, понтийцами и другими жертвами ненаказанных преступлений Турции»3.

На резолюцию положительно отреагировала также Армянская Апостольская церковь, сочтя ее важным шагом в защиту христианских меньшинств Турции и их прав4.

Турецкая реакция на эту резолюцию, однако, не внушает большого оптимизма. Это – реакция общественно-политических кругов, нашедшая место в турецкой прессе, и официальная реакция, с которой выступило министерство иностранных дел Турции. Следует отметить, что реакция в прессе и официальная позиция созвучны и взаимодополняют друг друга.

Согласно реакции, прозвучавшей на страницах прессы, 4347-ая резолюция – документ, направленный против интересов Турции, принятый в США под воздействием армянского лобби5.

В официальной позиции видно несогласие турецкой стороны с положениями резолюции, а также прочитывается почерк традиционных угроз. В целом, официальное отношение Турции к принятой резолюции сводится к следующему:

— данные в резолюции оценки являются безосновательными обвинениями,

— Турция приложила большие усилия по обеспечению религиозных прав христианских меньшинств,

— принятие подобной резолюции ставит под угрозу турецко-американское сотрудничество в различных сферах,

— озабоченные турецко-американскими отношениями лица должны поддержать Турцию в этом вопросе6.

Таким образом, Турция, с одной стороны, не принимая данные в резолюции оценки, с другой стороны, пытается делать вид, будто заинтересована гарантированием прав и религиозных свобод проживающих в стране христианских меньшинств, однако на практике продолжает политику правовых и политических проволочек7, с помощью которых на деле срывается дело возвращения христианским меньшинствам их церковного имущества.

Дальнейшие шаги

Несмотря на существующие проблемы и препятствия, армянские, греческие, ассирийские и другие общины США, заинтересованные в возвращении церковного имущества в Турции, в сотрудничестве с общенациональными структурами своих государств и диаспоры должны воспользоваться представившейся возможностью и попытаться получить от оказываемого на Турцию давления максимальные дивиденды.

Основным недостатком в принятых по сей день резолюциях, дающим Турции возможность маневрировать, избегать выполнения обязательств, является лишенный конкретики, общий характер положений. Единственное конкретное положение в 4347-й резолюции – это требование инвентаризовать подлежащее возвращению церковное имущество, дающее возможность уточнить подлежащее возвращению христианским меньшинствам церковное имущество.

Армянская, греческая, ассирийская и другие заинтересованные в вопросе общины США в дальнейших обсуждениях проблемы и принимаемых документах должны приложить усилия по внесению четкости и ясности. Вопросами, «истосковавшимися по четкости» являются, к примеру:

1. Состав христианских меньшинств Турции. Официально религиозными меньшинствами в Турции являются православные греки, армяне-адепты Апостольской церкви и евреи. Однако рядом с ними есть также другие, не имеющие официального статуса общины. Это Армянская Католическая и Армянская Евангелическая церкви. Конфискованное у них церковное имущество также является частью утерянного богатства. Следовательно, конкретизируя вопрос состава христианских меньшинств, целесообразно считать в будущих документах таковыми также не имеющие официального статуса в Турции христианские общины и распространить требование по возвращению церковного имущества также на них. Это, в том числе, расширит армию союзников, вовлекая в это дело также Римскую Католическую церковь, протестантские церкви и пр., поскольку, например, армяне-католики и протестанты, будучи армянами, в то же время являются частью мирового католичества и протестантства.

2. Подлежащее возврату церковное имущество. Турецкие власти склонны вернуть христианскому меньшинству только имущество, конфискованное после 1936г. Тогда как они лишились основной части своего имущества в предшествующий период вследствие погромов и Геноцида. Целесообразно включать в резолюции требование по возвращению всего потерянного имущества, а не его части.

3. Процедура возвращения имущества. Опыт показывает, что для срыва возвращения имущества христианских меньшинств в руках турецких властей эффективными инструментами служат политизация вопроса и бюрократическая волокита. Зачастую христианские церкви для возвращения своего имущества вынуждены даже инициировать судебные процессы с государством8. Помимо правовой задачи, здесь наличествует также психологический фактор. Искусственное усложнение вопроса возвращения имущества психологически угнетает христианские общины, вызывая ощущение всемогущества турецкого государства и невозможности решения своих проблем, что может удержать христианские общины от продолжения борьбы за свои права. Следовательно, для нейтрализации этой проблемы необходимо разработать простую процедуру возвращения церковного имущества и сделать ее одним из требований в документах, которые должны быть приняты в Турции.

4. Срок представления заявок. Этот вопрос касается не установления сроков, а упразднения установленных сроков. Принятый в 2011г. в Турции закон о возвращении церковного имущества в качестве срока представления заявок на возвращение конфискованного у христианских общин церковного имущества устанавливается один год. Учитывая, что представление таких заявок – трудоемкий и требующий времени процесс, очевидно, что временное ограничение делает невозможным вопрос возвращения всего церковного имущества. Следовательно, в документах, которые будут приниматься в дальнейшем, необходимо закрепить положение о недопустимости установления каких-либо сроков представления заявок на возвращение церковного имущества.

5. Оценка отчужденного церковного имущества и адекватная компенсация. Хотя вышеупомянутый закон устанавливает компенсацию за конфискованное у христианских меньшинств и отчужденное у частных лиц церковное имущество, тем не менее, остается спорным вопрос ее адекватности. Следовательно, необходимо разработать четкую формулу адекватной оценки отчужденного имущества и в качестве требования включить ее в дальнейшие документы.

Только в случае вышеупомянутых и других уточнений можно ожидать существенных результатов в вопросе возвращения конфискованного у христианских меньшинств Турции церковного имущества. В противном случае принятые по этому вопросу резолюции будут всего лишь документами, описывающими ситуацию и осуждающими Турцию, но на деле имеющими строго ограниченное значение. Их значение будет скорее моральным, нежели реальным. А Турция, воспользовавшись абстрактными формулировками и символическими уступками, будет продолжать создавать имитацию гаранта прав и религиозных свобод христианских общин.

Источник: НОФ Нораванк

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *