nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Вхождение Крыма в состав России, а также ставшая вполне реальной перспектива вхождения в состав России Южной Осетии, Приднестровья и Абхазии открывают новое окно возможностей для Нагорно-Карабахской Республики (Арцах). Кроме обычно рассматриваемых сторонами конфликта и посредниками трех вариантов будущего Карабаха: независимое государство, вхождение в состав Армении и автономия в составе Азербайджана, – в качестве вполне реального четвертого варианта может рассматриваться и вхождение НКР в состав России в качестве субъекта РФ. Если такое решение будет принято народом Карабаха и поддержано Россией, то это может коренным образом изменить расклад сил в Закавказье, резко увеличить политическое влияние в регионе как России, так и Армении и положить конец затянувшемуся карабахскому конфликту.
О желательности такого развития событий недавно высказался в интервью «Русской службе новостей» председатель Либерально-демократической партии России (ЛДПР), депутат Государственной думы Владимир Жириновский, заявив: «Нагорный Карабах никогда не договорится. Поэтому самое лучшее его тоже включить в состав России, и тогда армяне не будут обижены, и азербайджанцам придется смириться, потому что это не остается у Армении, а входит в состав России». Те, кто считает В. Жириновского несерьезным политиком и не относится с должным вниманием к его заявлениям, сильно ошибаются. За его часто эпатажными заявлениями и поведением скрывается холодный расчет тонкого и опытного политика, прекрасно встроенного в современную политическую систему России. В. Жириновский вместе с возглавляемой им партией заседает в ГД РФ уже более 20 лет, пользуясь неизменной поддержкой избирателей и постоянно демонстрируя свою способность быть полезным политическому руководству страны. Одним из амплуа В. Жириновского является озвучивание заявлений, с которыми из дипломатических соображений не могут выступать президент и члены правительства РФ. Поэтому все сказанное В. Жириновским относительно Карабаха требует внимательного и серьезного рассмотрения.
То, что возможное вхождение НКР в состав России в качестве субъекта РФ выгодно России по военным и экономическим соображениям и что Россия с ее военно-политическим весом сможет это практически реализовать, не вызывает сомнений. Конечно, подобный сценарий вызовет сильнейшее сопротивление и противодействие со стороны Запада, который руководствуется в разрешении любых конфликтов незатейливым правилом: все, что ослабляет Россию и ее союзников, Запад поддерживает и поощряет, а всему тому, что может привести к усилению России и ее союзников, Запад противодействует всеми возможными способами и средствами. Это обычное «железное» правило борьбы крупнейших государств за геополитическое господство – как говорится, ничего личного, только бизнес. Таким образом, сопротивление Запада при возможном присоединении Карабаха к России, несомненно, будет, но в современных условиях, имея такие прецеденты, как Косово, конфликт Франции с Коморскими островами, Крым и еще многие другие, у Запада очень ограничены возможности воспрепятствовать России в данном вопросе.
Если интерес России по присоединению стратегически важной территории Карабаха ясен и понятен, то есть ли весомые аргументы в пользу вхождения в состав России у Карабаха? Мы считаем, что есть. Прежде всего, ориентация Карабаха на всестороннее сотрудничество с Россией является неизбежным следствием того политико-экономического курса, который выбрала Армения, так как Карабах, имеющий ограниченные ресурсы, не может проводить внешнюю политику, отличную от политики Армении, и иметь своим приоритетом, например, сотрудничество с Евросоюзом, а не с Россией. Ереван в конце 2013 г. отказался от парафирования соглашения об ассоциации с Евросоюзом и довольно резко изменил свой курс на евразийскую интеграцию. Президент Армении Серж Саргсян заявил о желании Армении вступить в Таможенный союз (ТС) и включиться в процесс формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который в перспективе может преобразоваться в еще более тесный Евразийский Союз с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным и культурным пространством. На современном этапе Армения последовательно и настойчиво продолжает продвигаться к намеченной цели – стать полноправным членом ЕАЭС.
Решение президента Армении о вступлении в ТС является сильным, эффективным и судьбоносным политическим шагом, уже изменившим баланс политических сил в регионе, и, по сути, является принципиальным цивилизационным выбором. Конечной целью интеграционных процессов во главе с Россией, конечно, является построение нового мощного геополитического игрока – СССР № 2 в новом составе, на обновленных принципах и с новым экономическим содержанием, что ясно понимает и чего так опасается Запад. Воссоздание СССР на новом диалектическом витке является не случайностью и не чьей-то прихотью, а исторически неизбежным процессом. Этот процесс укладывается в классическую диалектическую триаду исторического развития:
I. СССР конца XX века с исключительно государственной плановой экономикой, безнадежно отсталой идеологией и прогнившим бюрократическим управлением (тезис).
II. Развал СССР и образование на его обломках капиталистических государств с преимущественно олигархически-компрадорскими экономиками (антитезис).
III. Интеграция бывших советских государств в новый союз, в экономике которого централизованное планирование и государственная собственность сочетаются с капиталистическим предпринимательством и с соответствующей этим реалиям идеологией (синтез).
Либо Россия осуществит воссоздание СССР № 2, либо сойдет с исторической сцены, прекратит свое существование как великая держава и превратится в сырьевую колонию Запада с 10–15 миллионами населения. Третьего не дано, и президент РФ В. Путин, кажется, это прекрасно понимает. Отметим, что совершенно необязательно, что в СССР №2 объединятся все республики, входившие в состав распавшегося СССР. Как говорил классик, перед тем как объединяться, необходимо предварительно размежеваться, что фактически и произошло при распаде СССР. С другой стороны, в состав СССР № 2 могут войти и государства, ранее не входившие в СССР, например такие, как Сербия, Болгария и многие другие. Выбор сделают народы этих государств.
Итак, если Армения сделала цивилизационный выбор о вступлении в ТС во главе с Россией с перспективой все более тесного сотрудничества его членов вплоть до создания единого государства, то разве вступление Карабаха в состав России в качестве субъекта РФ это не движение в том же направлении?
При этом могут быть решены следующие проблемы:
– Вероятность военной интервенции со стороны Азербайджана будет полностью исключена, что позволит резко увеличить темпы развития экономики за счет уменьшения затрат на оборону;
– Россия эффективно поможет развить экономику Карабаха и обеспечит приток инвестиций;
– Помощь Карабаху будет оказана более разносторонняя и в большем объеме, чем это делается в отношении Армении, так как одно дело, когда помощь оказывается своему, пусть и самому близкому, союзнику, и совсем другое дело, когда речь идет о развитии субъекта РФ;
– Карабах, скорее всего, будет принят в состав России в качестве субъекта РФ вместе с освобожденными территориями, так как и Армения, и Азербайджан были образованы на территориях, юридически принадлежавших России. Поэтому, принимая в свой состав Карабах на основании волеизъявления его народа, Россия формально возвращает свою землю точно на таком же основании, как и в случае с Крымом;
– Более быстрое и эффективное развитие экономики создаст предпосылки для увеличения численности населения Карабаха, о необходимости которого так много говорится и так мало делается из-за объективных экономических трудностей;
– Члены огромной армянской диаспоры в России будут причислены к коренным российским народам, что даст им ряд преимуществ по сравнению с существующим статусом.
Даже этот, далеко не полный, перечень преимуществ от вхождения Карабаха в состав России в качестве субъекта РФ показывает, что целесообразность и возможность такого развития событий должны быть тщательно проанализированы и взвешены. При этом необходимо учитывать, что окна политических возможностей не существуют вечно, поэтому если народ Карабаха примет положительное решение по указанному вопросу, то действовать надо быстро и энергично.
Борис Оганов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *