КУКЛЫ ЛИЛИТ НАЗАРЕТЯН
Сегодня мы хотим познакомить нашего читателя с одной очень талантливой и творческой личностью. Лилит Назаретян. Восемь лет назад она переехала со своим мужем из Армении в Ростов-на-Дону. Трудно поверить, но тогда Лилит не знала даже русского языка. В Армении Лилит работала учительницей и даже успела прославиться на родине как мастерица. Она создавала необычные костюмы и декорации для кукольных театров из… мусора. Успела смастерить целую галерею кукол из пакетов и других бытовых отходов — плела их в технике макраме для школьных представлений. Затем смастерила коллекцию карнавальных костюмов для своих учеников. Черные орлы, клоуны, петрушки прошли во время праздничного шествия по местным улицам, после чего к учительнице стали подходить и спрашивать, где взять такое же. Так появился прокат детских костюмов из бытовых отходов. Лилит начала свой бизнес и стала давать мастер-классы по необычному хобби — вязанию из полиэтиленовых пакетов. Лилит в Армении создавала уникальные изделия для кукольных театров и школ — полноценные костюмы и декорации из переработанных отходов.
— В каждой школе объясняют детям, как важно сортировать мусор и использовать повторно все, что только можно, поэтому история с прокатом карнавальных костюмов зашла хорошо. Более того, я их сдавала по стоимости даже дороже, чем другие прокатчики с обычными нарядами. Их хорошо разбирали. Как-то меня пригласили на съемки передачи, и ведущая представила меня как девушку, которая подняла мусор на уровень сцены. Я и сейчас вяжу кукол, а каркас леплю из того, что под руку попадется, хочу и в Ростове со временем открыть детский кружок, где буду учить детей не мусорить, — смеется мастерица.
— К новому хобби пришла очень спонтанно. Хотя давно занималась разным творчеством. Я работала в частной школе в Армении учителем. Во всех школах стали распространять информацию о конкурсе, где нужно было создать костюм животного из отходов, скажем так. На работе выбрали меня, так как я рукодельница. Директор школы сказала мне «взять на себя участие». Я и взялась. Начала изучать этот вопрос, какие материалы можно использовать. И мы заняли тогда первое место. Потом про нас сделали репортаж, и был еще прямой эфир про мою поделку, как я ее придумала. И в прямом эфире ко мне пришла идея создать кукол для кукольного театра из переработанных отходов. Я кукол уже вязала, а здесь захотелось создать нечто необычное.
ВСЕ С НУЛЯ…
В Ростов Лилит ничего не перевозила. Все поделки и весь прокат костюмов подарила той школе, в которой работала.
Здесь начала все с нуля. А после открытия своей благотворительной организации «Крылья веры» стала еще больше внимания уделять рукоделию. Со своим опытом и креативным мышлением очень скоро создала новые модели. Как призналась сама Лилит, в этом увлечении для нее нет сложностей, а только огромное удовольствие, когда что-то мастерит. Труднее поймать музу и креативную идею. Это и есть самое сложное и самое ценное.
— Я очень хочу преподавать подобное в школах: научить, что отходы не обязательно должны лежать в мусорнике. Может, найти единомышленников, которые поймут мое искусство и оценят мой креатив. Мне хочется, чтобы мои куклы, мои изделия служили большему смыслу. Например, куклы для кукольного театра увидят все и запомнят, что они сделаны из отходов. И тогда люди будут вдумчивей и внимательней относится к пластику, мусору, который они оставляют. Обращать внимание на это — нужно, и я могу это показать так.
В планах у Лилит создать себе новое полноценное портфолио с работами, в котором будут и Деды Морозы, и цветочки, и одежда для кукол. Потому что, как говорит Лилит, на словах объяснять людям, какие шедевры можно сделать из мусорных пакетов или «отходов», сложно. Они сразу думают о чем-то ужасном и некрасивом. Надо показать, чтоб развеять такие мифы.
НА ВОЛОСОК ОТ РАВНОДУШИЯ
Трудно не согласиться с мнением немецкого писателя Лиона Фейхтвангера «Человек талантливый талантлив во всех областях», и это в полной мере относится к нашей героине. Лилит не только креативная и творческая личность она профессиональный парикмахер и косметолог. В наше нелегкое время она находит время не только на творчество, но и на благотворительность.
Когда в Ростов переехал детский дом из Донбасса, то Лилит Назаретян вызвалась подстричь детвору. Кто бы знал, что маленьких клиентов будет… четыреста человек!
— У меня шесть мастеров, детей пришлось бы стричь заново, пока всех бы перестригли. Я побежала по салонам района, чтобы собрать людей. Но откликнулась только одна девушка. Многие думают, что для благотворительности нужны какие-то особые условия, но иногда достаточно всего лишь расчески и ножниц, — говорит парикмахер.
Впрочем, детей, бежавших в донскую столицу из обстреливаемого Донецка, Лилит все же подстригла. Просто села на телефон и стала обзванивать своих учеников — она еще учит всех желающих стричь в своем учебном центре, кто-то потом идет дальше и начинает зарабатывать, а кому-то достаточно держать в порядке головы своих домочадцев. Как бы то ни было, никто из тех, кому она звонила, не отказал. Детей привели в порядок, причем, не просто оболванили под одну гребенку, а постарались учесть пожелания каждого: мальчишкам выбривали на висках модные зигзаги и паутинки, девочкам делали и челки, и каре, а тем, кто постарше, фирменные каскады. Подарили детишкам небольшое чудо.
Впрочем, эти чудеса настолько обыкновенны, что их трудно даже как-то представить широкой публике. Не скажешь же, что чудо — это маленькая парикмахерская простой армянской женщины в одном из дворов на Западном, которая ничем не отличается от сотен, а то и тысяч салончиков красоты в любом районе города и страны. Даже название банально до неприличия — «Леди» (в одном только Ростове этих «Леди» с пяток). Пройдешь мимо — и не заметишь, не поверишь, что здесь не только стригут людей, но и спасают души. Хотя, конечно, сама Назаретян так про свое ремесло не говорит, а говорит она про него на самом деле очень просто: «Что я, эти деньги на тот свет с собой унесу? Что-то же ты должен делать, кроме того, чтобы только зарабатывать!». Это к разговору о том, что даже если бы она стригла всех нуждающихся за полцены или даже за сто рублей, была бы какая-никакая копеечка. И все же есть часть клиентов, с которых она не может взять ни рубля. Не только сироты, но и беженцы или старики из ростовских домов престарелых. Их она со своими мастерицами тоже регулярно стрижет бесплатно.
«Честно говоря, это, наверное, мне нужно не меньше, чем им. Во-первых, я отдаю миру таким образом часть своего таланта. Вот кто-то умеет хорошо зарабатывать, кто-то хорошо готовит, а я хорошо стригу и могу этим поделиться. У меня очередь из постоянных клиентов, я новых людей практически не записываю, потому что все расписание и так забито, но ради того, чтобы приехать и привести в порядок нуждающихся, я готова пожертвовать выходным. От меня не убудет, а у человека, может, силы появятся дальше жить. Это же действительно важно — поместить его в нормальные условия, ведь в ненормальных не до красоты, не до прически. Все эти бабулечки садятся ко мне в кресло с надеждой изменить свою жизнь. Ведь сколько таких стариков, которым уже все равно, стрижен он или умыт, у некоторых нет желания даже зубы чистить, лежат, отвернувшись к стенке, ждут, когда жизнь, наконец, закончится. А если он пришел, значит, верит, что его новая прическа — это важно. Сам он важен! Если беженца не просто обкорнают, а сделают ему хорошую, модную стрижку, то он уже спокойно оформит документы, устроится на работу и так далее. Во-вторых, кто такой парикмахер? Обычный обслуживающий персонал или мастер, творец? Я это поняла, когда искала специалистов, чтобы подстричь четыреста сирот. Все же просто отмахнулись, даже не стали меня слушать. А выручили мои же ученики, которых я, получается, научила чему-то большему, чем просто ножницами чикать. Лично для меня это было открытием, всем своим девочкам благодарна за то, что показали мне это. Ну и самое главное — это истории тех, кого стрижешь. Я иногда забываю даже, что работаю. Замираю, открыв рот, такие судьбы, такие повороты, поражаешься!» — объясняет она…
По материалам СМИ
подготовила Светлана КАТАРЯН