nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Министерство диаспоры - самое молодое в Армении. Когда оно еще только задумывалось, многие сомневались: а оправдает ли оно надежды? О чем говорит опыт нескольких лет существования и деятельности министерства, в какой степени эта государственная структура способствовала укреплению и развитию связей между родиной и зарубежным армянством? На наши вопросы отвечает министр диаспоры Грануш АКОПЯН.

— Те, кто сомневается в необходимости создания Министерства диаспоры, прежде всего должны понять, что в условиях мировых и региональных вызовов наше молодое независимое государство должно было первым делом наладить сотрудничество с диаспорой и использовать весь потенциал рассеянного по всему миру армянства,- говорит Грануш Акопян.- Очевидно, что в глобализирующемся мире диаспора обретает новое качество и начинает играть совсем иную роль. Какие задачи ставит перед собой министерство? Это развитие сотрудничества Родина-Диаспора и максимальное использование на благо Армении всего его потенциала, развитие и прогресс армянской государственности, обеспечение свободного и независимого развития Арцаха, обеспечение международного признания права его народа на самоопределение, сохранение самобытности и самого существования армянского народа, активизация и расширение процесса международного признания и осуждения Геноцида армян, консолидация армянского народа вокруг его церкви.

Министерство диаспоры проделало довольно значительную работу по укреплению и развитию взаимосвязей между Родиной и диаспорой, а также по объединению наших зарубежных соотечественников вокруг идеи национального единства. Благодаря министерству важные для диаспоры вопросы и проблемы становятся предметом обсуждения в правительстве Армении, то есть удостаиваются государственного внимания. Это значит, что Республика Армения принимает участие – причем со всем арсеналом своих государственных возможностей – в деятельности образовательных, культурных, молодежных, общественно-политических, благотворительных, информационных и всех прочих организаций нашей диаспоры.

— Школа играет огромную роль в деле сохранения национальной идентичности и самобытности. Между тем не во всех армянских колониях имеются школы на родном языке. Да и имеющиеся – это в основном воскресные школы, и арменоведческие предметы преподают там по мере возможности. В этих школах высока нужда в профессиональных специалистах-преподавателях и учебниках, а зачастую и в финансовых средствах. Осуществляет ли министерство какую-либо программу по удовлетворению этих нужд?

— Министерство в полной мере осознает важность программ, направленных на решение культурно-образовательных проблем диаспоры. К сожалению, из-за скудости государственных средств армянские школы за рубежом не в полной мере обеспечиваются специалистами.

В 2009-2011 годах при содействии нашего министерства была значительно расширена программа переподготовки в Армении учителей из диаспоры. Значительная работа проделана по обеспечению школ диаспоры учебными и другими материалами. В результате совместной работы с общинными структурами и армянскими организациями в России, европейских странах и США было создано около ста воскресных школ. С целью оказания учебно-методического и внеклассного содействия образовательным учреждениям, армянским педагогам диаспоры, преподавателям арменоведческих предметов осуществляется программа «Сестринская школа». В рамках молодежной программы посещений Армении «Приди домой» мы проводим для молодежи из диаспоры ускоренные арменоведческие и языковые курсы. В текущем году на базе Ереванского государственного университета мы организуем летнюю школу «Спюрк» с ускоренными курсами армянского языка. Здесь же будут действовать школы молодых лидеров и журналистов для диаспоры, курсы для руководителей национальной песни и танца, курсы переподготовки учителей, директоров.

— Можно ли сказать, что диаспора сегодня является единой и мощной структурой с общей, скоординированной идеологией и политикой? Есть ли у диаспоры некий координирующий орган, или же эту роль взяло на себя министерство?

— Мы сегодня не можем утверждать, что наша диаспора является единой и спаянной структурой, деятельность и идеология различных частей которой полностью согласованы. Нелегкое дело объединить в единую структуру семимиллионную диаспору, разные части которой имеют свои религиозные, политические, культурные, языковые особенности. Однако есть общенациональные идеи, вокруг которых возможно объединить и консолидировать диаспору. Это укрепление армянской государственности, справедливое решение проблемы Нагорного Карабаха, международное признание Геноцида армян и ликвидация его последствий, сплочение вокруг Армянской церкви. А обсуждения относительно создания единого общеармянского координирующего органа велись и ведутся на самых разных уровнях.

— Ваше министерство призвано также поощрять репатриацию и помогать желающим обосноваться на своей исторической родине. Какие мероприятия по стимулированию репатриации осуществляет министерство и насколько они реалистичны? Какую помощь получают репатрианты?

— Глава государства поставил перед нашим министерством важную стратегическую задачу – разработать программы по стимулированию репатриации.

Мы разработали два фундаментальных документа: «Концепцию организации процесса репатриации» и, на ее основе,- проект закона «О репатриации». Он уже включен в повестку сессии НС. После принятия закона мы сможем непосредственно заняться разработкой и реализацией программ по стимулированию репатриации. Поскольку правового статуса репатрианта в Армении пока не существует, то их количество нигде не фиксируется. Число репатриантов министерство уточняет путем сопоставления ряда фактов: по числу приобретающих гражданство или получающих вид на постоянное или кратковременное жительство лиц - армян по происхождению, зарубежных армян, находящихся в Армении в том или ином статусе, и т. д. В общем и целом могу сказать, что ежегодно в Армению приезжают на постоянное жительство 4-5 тысяч человек. Но опять же следует учитывать, что это число очень относительно, поскольку четкого учета все-таки нет.

— Какие инвестиционные программы реализованы в Армении благодаря министерству? Насколько имеющиеся условия для бизнеса привлекательны для предпринимателей из диаспоры? Существуют ли для этих бизнесменов какие-либо льготы – законодательные, налоговые и т. д.?

— Заметно некоторое упрощение, оптимизация экономической и бизнес-среды, налоговой и таможенной политики. Все те реформы, которые осуществляются в этой сфере, оцениваются также международными структурами и организациями. Это к тому, что Армения, будучи членом Всемирной торговой организации, не может принимать законы и акты, которые противоречили бы международным нормам и требованиям. Растут объемы внешних инвестиций, увеличивается число совместных предприятий. Сегодня в Армении только в сфере малого и среднего бизнеса зарегистрировано свыше 4500 совместных предприятий. Разумеется, есть в Армении и представители крупного бизнеса – Эрнекян, Туфенкян, Овнанян и другие, но преобладает все-таки малый и средний бизнес. Естественно, нельзя утверждать, что все они достигли успеха. Во многих случаях наши соотечественники, приезжая в Армению, сами выбирают себе деловых партнеров – не спрашивая ни государство, ни должностных лиц или кого-нибудь другого. И в случае, если между ними возникают противоречия или споры, звучат заявления – мол, государство нас обмануло! Граждане Армении не имеют права обманывать, «кидать» зарубежных армян, наоборот – они должны радушно встречать и воодушевлять их, чтобы армянин из-за рубежа мог приехать и утвердиться здесь, мог развивать свой бизнес и создавать новые рабочие места. Бывают и случаи, когда бизнесмены, столкнувшись с законом, пытаются обойти его. Я хотела бы обратиться ко всем армянам – как здешним, так и зарубежным: помните, нет власти превыше, чем власть закона, и каждый из нас обязан соблюдать закон – неважно, в Армении ли, в Ливане, во Франции или в Америке. Еще одна проблема состоит в том, что в диаспоре бытует мнение, будто в Армении их обязательно постараются надуть, ограбить, отнять, не дать развиваться. Но ведь есть у нас армяне из диаспоры, которые приехали в Армению, сделали инвестиции, успешно работают и получают прибыль. И какова бы ни была их прибыль, это нам все равно на пользу, поскольку они создают рабочие места и тем самым борются с бедностью, с оттоком населения. Следовательно, создание любого бизнеса на родине – это и есть высшее проявление патриотизма.

Обобщая ответ на ваш вопрос, хочу сказать: давайте действовать в рамках закона и вместо того чтобы учреждать свой бизнес в чужих странах, будем развивать его на родине.

— Согласны ли вы с мнением о том, что диаспора, как часть армянской нации, имеет право участвовать и в политической жизни Армении? Кстати, несколько лет назад довольно активно обсуждалась идея создания двухпалатного парламента. Какова судьба этой идеи?

— Мы провозгласили Республику Армения родиной всех армян. Это значит, что значительную роль в экономической, социальной, культурной и политической жизни нашего государства должны играть и наши зарубежные соотечественники. В 2005 году, после внесения поправок в Конституцию РА, мы заложили основы двойного гражданства. Это значит, что любой зарубежный армянин может стать гражданином Республики Армения, а значит, может принимать активное участие в жизни страны. И идея о создании двухпалатного парламента вполне реалистична, поскольку речь идет о людях, ставших гражданами РА. А те зарубежные армяне, которые не желают приобрести гражданство РА, не должны претендовать и на участие в политической жизни Армении. В данном случае речь больше о сроках – об определенном цензе: Конституция устанавливает, что депутатом НС могут избираться лица, не менее пяти лет являющиеся гражданами РА и не менее пяти лет проживающие на ее территории. Именно эти нормы не позволяют зарубежным армянам сразу же принять участие в наших избирательных процессах. А вот в выборах 2017 года они могут принять участие – и как избиратели, и как кандидаты в депутаты – и привнести в армянский парламент новое мышление, свежие идеи и подходы.

Тагуи АСЛАНЯН, «Собеседник Армении»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *