Недавно из Армении пришла печальная весть — не стало Шаэна Геворковича Хачатряна, заслуженного деятеля культуры Армении (1934–2021), человека, который в течение сорока лет возглавлял музей Мартироса Сарьяна в Ереване, был не только помощником, литературным секретарем великого Мастера, но и его доверенным лицом, другом.
В конце 1990 года Хачатрян, параллельно с директорством музея Сарьяна, руководил и Национальной галереей Армении. В последние годы жизни был советником по культуре при Католикосе Всех армян Гарегине II. Он был человеком большой эрудиции, тонким знатоком изобразительного искусства. Вся жизнь Хачатряна без остатка была посвящена собирательству, исследованию и пропаганде армянского художественного творчества. К его мнению прислушивались искусствоведы не только Армении. Шаэн Геворкович был настолько уважаем в целом мире искусства, знания были настолько ценны, а мнение авторитетно, что часто его приглашали в Sotheby’s принять участие в работе этого международного аукционного дома в качестве эксперта.
Уход из жизни такого удивительно многогранного и одаренного человека — большая потеря для людей мира искусства. Но при этом каждый из знавших Шаэна Геворковича близко, переживает ее и как свою личную трагедию. Есть кому скорбеть о нем не только как о выдающемся современнике, но и как о друге и в Ростове…
Внучка поэта серебряного века Оноприоса Анопьяна Татьяна Арменаковна Сурженко вспоминает первые минуты знакомства с Шаэном Геворковичем, которое произошло в 1970-е годы в доме у ростовского краеведа Аркадия Александровича Айрумяна. Представляя ее гостю из Армении, тот проговорил: «Вы, Шаэн, может, не знаете, но жил в Нахичевани-на-Дону неплохой поэт Оноприос Анопьян. Так вот Танечка — его прямой потомок».
К удивлению всех, кто был тогда рядом, вместо слов приветствия Хачатрян начал по памяти читать стихи Анопьяна на армянском языке. Это оказалось одно из его программных произведений — «Вьюга». Шаэн Хачатрян пояснил: «Я с детства знаю этого автора. Маленьким, когда жил в Алеппо, на школьном конкурсе за декламацию именно этого стихотворения получил первую премию».
Так завязалась многолетняя дружба Шаэна Хачатряна с Татьяной Сурженко, прерванная, увы, его уходом из жизни. Татьяна Арменаковна вспоминает, что в один из приездов в Ростов Шаэн Геворкович сказал ей, смеясь: «Танечка, я штучный экземпляр. Таких, как я, в Советском Союзе не найти — беспартийный, репатриант, но при этом возглавляю национальный музей и являюсь личным секретарем национального достояния — Мартироса Сарьяна». Только ему Татьяна Арменаковна смогла доверить часть архива своего деда, который был в переписке с Максимилианом Волошиновым, Аветисом Исаакяном, Кара Девишем (Акоп Генжиан), Александром Спендиаровым, другими выдающимися литераторами, художниками, композиторами начала прошлого века. Они вместе работали над книгой, посвященной творчеству О.Я. Анопьяна. Для того чтобы этот их совместный труд увидел свет, Шаэн Хачатрян продал одну из картин личной коллекции живописи. Вообще это был не только бескорыстный, но и невероятно самоотверженный по отношению к армянскому искусству и в целом к Армении человек. Татьяна Арменаковна рассказала, как сразу же после землетрясения в Армении в 1988 году, он, только что перенесший инфаркт, на костылях после перелома ноги, кинулся в Ленинкан (Гюмри) спасать, вынимать из под обвалов полотна, хранящихся в местной картинной галерее.
Мартирос Сарьян называл Шаэна Хачатряна «музейным воином». Да, он ушел — этот воин света, воин большой настоящей культуры, человек, до конца дней отстаивающий интересы своего народа в искусстве и в целом в жизни. Но он остался в книгах, статьях, альбомах. Остался в памяти любящих его людей, которых немало и в Ростове…
Нонна МИРЗАБЕКОВА