nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Недавно я понял, что многие ростовчане не знают, что у Нахичевани была своя железнодорожная станция. И называлась она «Нахичевань-Донская».

Многие историки и краеведы считают, что в середине девятнадцатого века Ростов обошел соседний город Нахичевань-на-Дону по темпам экономического развития и стал крупным городом юга России именно потому, что здесь появился свой железнодорожный вокзал.

Конечно, историки правы. Но все же у Нахичевани тоже появилась своя железнодорожная станция. Надо сказать, что этот армянский город старался ни в чем не уступать Ростову. В Нахичевани, так же, как и в Ростове, была своя конка, а потом и трамвай, своя пристань, больница и так далее. И, конечно, в Нахичевани появилась и железнодорожная станция «Нахичевань-Донская». Это территория нынешнего Сельмаша. Правда, это была только лишь станция. Но все же… Кстати, территория нынешнего Сельмаша тоже принадлежала Нахичевани. Здесь были высажены Балабановские рощи (названы они были в честь легендарного нахичеванского головы). Теперь мы знаем эти рощи как парк отдыха имени Н. Островского.
А вы знаете, что Нахичевань-Донская существует и сегодня? Да-да. Только теперь эта станция называется «Ростов-Товарный».

Когда-то от Нахичевани к железнодорожной станции «Нахичевань-Донская» ходил трамвай.

Об истории ростовского трамвая немало интересных трудов написал краевед Геннадий Леонидович Беленький. Советую почитать.Но вернемся к истории железнодорожной станции «Нахичевань-Донская». ВКонтакте на страничке Музея русско-армянской дружбы вы можете прочитать краткую историю этой железнодорожной станции. Там, в частности, написано: «Станция «Нахичевань» относилась к станциям III класса. В описании ее в „Спутнике пассажира по Юго-Восточным железным дорогам“ значилось:

„Зал I и II классов общий и отдельно – III класса. Дамская уборная. Буфета нет. Коммерческая деятельность станции главным образом выражается в значительном прибытии грузов, которых было в 1897 г. 3 144 999 пудов, при отправлении со станции лишь 417 596 пудов. Кроме того станция отправляет значительное количество гуртового скота, которого было отправлено в том же 1897 г. 2777 голов…“».

О расположении ее по отношению к городу сообщалось: «Город Нахичевань-на-Дону расположен в одноверстном расстоянии от указанной выше железнодорожной станции „Нахичевань“ и находится в 4 верстах от г. Ростова, на правом возвышенном берегу Дона…

Девятиверстное расстояние, отделяющее станцию Нахичевань от станции Ростов-Дон, железная дорога проходит под весьма значительным уклоном. Поезд мчится с необычайной быстротой и, минуя целый ряд красивых дач разбогатевших ростовских буржуа, затем несколько больших кирпичных заводов, обширный городской древесный питомник и, наконец, пройдя железный мост, проложенный через отвод реки Темерник, на 778 версте от начального пункта Козлова — останавливается у конечной станции Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги, — Ростов-Дон».

Кстати, некоторые краеведы считают, что если бы железнодорожный вокзал был построен в Нахичевани-на-Дону (все-таки до середины девятнадцатого века город был крупным и экономически развитым), то неизвестно, как бы сложилась история Ростова. Возможно, что наш город тогда бы назывался Нахичеванью-на-Дону. А почему бы и нет? Ведь подобный пример в российской истории есть. Это город Армавир. Он тоже когда-то был основан армянами. А теперь это важный российский железнодорожный узел. Осталось лишь армянское название. Напомню, что армяне назвали Армавир в честь армянского города Армавира — первой столицы древней Армении.

Но история сложилась так, как сложилась. Как часто говорят, она не терпит сослагательного наклонения.

И все же, повторю еще раз, «Нахичевань-Донская» существует и сегодня. Только называется эта станция «Ростов-Товарный».
Георгий БАГДЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *