Сейчас мало кто знает, что первая типография на юге России была основана в Нахичевани-на-Дону, в Сурб Хаче, архиепископом Иосифом Аргутинским. Уже с 1790 года в монастыре Сурб Хач начинают печататься книги.
В начале 1880-х годов издатель О. Тер-Абрамян основал в Ростове типо-графию, которая печатала книги на армянском и русском языках. В начале двадцатого века в Нахичевани появилась типография С. Авагяна. Почти все местные периодические издания печатались в ней.
Еще в первой половине девятнадцатого века церковно-приходские школы имели читальни, а сами церкви – небольшие библиотеки с религиозными сочинениями. Эти библиотеки в дальнейшем расширялись. Так, духовная школа Нахичевани имела в 1879 году довольно богатую библиотеку из произведений на армянском, русском, французском и немецком языках. Интерес к книгам был настолько велик, что издатель О. Абрамян в 1872 году открыл в Нахичевани-на-Дону книжный магазин, где можно было приобрести книги, отпечатанные не только в России, но и в Париже, Венеции, Вене, Иерусалиме.
Известные учебные заведения, духовная семинария имели свои специализированные библиотеки. Библиотека городского клуба была рассчитана на широкий круг читателей. Она располагала разными изданиями. При этом грамотность населения и любовь к книге были настолько сильны, что появилась потребность иметь свою публичную библиотеку в городе.
В 1886 году создается комиссия по подготовке основания такой библиотеки. На следующий год, как утверждает известный историк В.Б. Бархударян в своей книге «История армянской колонии Новая Нахичевань», эта библиотека была уже создана. А в 1900 году должность заведующего библиотекой занял нахичеванский городской голова А. Хадамов. Публичная библиотека Нахичевани имени А.С. Пушкина обладала богатым литературным фондом, состоявшим из разных по содержанию и характеру книг. В ней насчитывалось около 3400 книг и огромное количество периодических изданий. Помимо художественной литературы, немало книг было по естествознанию, математике, медицине, педагогике, истории, философии, психологии.
Георгий Багдыков