Нахичеванские синагоги. Звучит необычно. Уверен, что некоторые читатели будут удивлены и подумают: «Каким образом в армянском городе Нахичевани-на-Дону появились синагоги?». Хочу напомнить, что к концу девятнадцатого века Нахичевань стала многонациональным городом. Нахичеванцы же всегда отличались дружелюбием и веротерпимостью, уважительным отношением к своим соседям.
В частности, к евреям нахичеванские армяне относились с симпатией и с уважением. Необходимо напомнить читателям, что в Российской империи жило немало евреев. Но для них была введена так называемая «черта оседлости». То есть за пределами особых мест евреи жить не могли. С моей точки зрения, это были ужасные и бесчеловечные правила. У нас на Дону евреи жили в Таганроге, Ростове и Нахичевани-на-Дону. В этих городах они чувствовали себя спокойно. Еврейские дети получали хорошее образование в нахичеванских школах. Яркий пример – Сабина Шпильрейн, одна из основательниц психоанализа, подруга Юнга, которую с ее детьми безжалостно расстреляли фашисты в Змиевской балке.
В Области Войска Донского евреи не селились. Также во многих российских губерниях (кроме украинских и белорусских) большинству евреев жить запрещалось. Кстати, надо особо отметить, что в царской России, если еврей принимал православие, то он автоматически переставал быть евреем и мог жить, где ему захочется.
Как пишет Е.И. Малаховский в книге «Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие», еврейская община Нахичевани к началу двадцатого века насчитывала 500 семей. А семьи у евреев были очень большие. Поэтому еврейское население Нахичевани-на-Дону стало остро испытывать потребность в своем иудейском молитвенном доме.
В 1883 году Екатеринославское губернское правление утвердило первый состав Духовного правления Нахичеванского еврейского молитвенного дома, включавшего старосту, ученого – знатока иудейских обрядов и Закона Божьего, а также казначея. Духовное правление Нахичеванской еврейской общины располагалось в арендуемом доме на углу 19-й линии и 1-й Георгиевской улицы. При Советской власти эта улица называлась 1-й Комсомольской. Ныне это улица Виталия Закруткина. В этом же доме на углу 19-й линии и 1-й Георгиевской улицы располагался и иудейский молитвенный дом.
6 июня 1903 года в жизни еврейской общины Нахичевани произошло знаменательное событие. Евреи на свои средства приобрели кирпичный дом на углу 24-й линии и 1-й Вознесенской улицы. Ныне это улица Мурлычева, 6. Этот дом был переоборудован под синагогу. По крайней мере, через несколько лет в справочнике «Весь Нахичевань» этот дом уже официально назывался синагогой. При этом молитвенном доме была миква для ритуальных омовений в воде, пекарня для изготовления мацы. При молитвенном доме существовало также мужское еврейское училище 3 разряда.
После гражданской войны Ростово-Нахичеванский горсовет в 1920 году заключил с иудейской общиной бессрочный договор об использовании ею молитвенного дома. Но через некоторое время власти договор изменили. В новой редакции этого документа было написано, что органы Советской власти могут расторгнуть сами этот договор, если посчитают нужным это сделать.
В 1935 году синагога в Нахичевани была закрыта. Закрытие нахичеванской синагоги было санкционировано Президиумом Азово-Черноморского крайисполкома. Здание еврейского молитвенного дома было передано артели им. Калинина по изготовлению металлических изделий. Но вскоре помещение переоборудовали под жилой дом. В этом доме жили местные цыгане. Этот дом нахичеванцы стали называть «цыганским».
Мне думается, сам факт того, что синагога в те непростые годы была построена в Нахичевани, говорит о многом. Прежде всего, о том, какие дружеские и добрососедские отношения были между людьми различных национальностей, населяющих Нахичевань-на-Дону.
Кстати, во время еврейских погромов 1905 года, которые произошли в Ростове, евреев в Нахичевани никто не тронул. И это произошло потому, что армяне смогли защитить себя, свой город и его жителей от черносотенцев. Помогли им в этом вооруженные отряды дашнаков (закавказских армянских фидаинов), которые взяли под охрану Ростово-Нахичеванскую межу. Дашнаки не пустили в Нахичевань погромщиков и черносотенцев.
Материалы подготовил
Георгий БАГДЫКОВ