nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

2 октября 2015 года в Музее русско-армянской дружбы (площадь Свободы, 14) состоялось открытие фотовыставки И. Липунова «Архитектурные памятники армян Крыма». Эта выставка интересна тем, что рассказывает о том, какие памятники архитектуры оставили после себя предки донских армян – крымские (анийские) армяне. Руководитель Музея русско-армянской дружбы Маргарита Юрьевна Соколова подробно рассказала собравшимся об истории донских армян. Появление армянской общины в Крыму принято относить к XI-XII векам. Благоприятные экономические и политические условия позволили ей активно развиваться. В XII-XV веках армянские колонии в Кафе (Феодосия), Судаке и Солхате (Старый Крым) были столь многочисленны, что в официальных латинских документах появились новые названия этой местности – Armenia Maritima (Морская Армения).
Где бы ни появлялись армяне, они сразу начинали строить храмы. Армения приняла христианство еще в 301 году. В Крыму сохранились христианские армянские храмы ещё XI века! И художественные фотографии этих храмов были представлены на фотовыставке. Особое впечатление производят фотографии храма Сурб Саркис, в которой был крещён, обвенчан и отпет великий русский художник армянского происхождения Иван Айвазовский. Когда я был в Крыму, в Феодосии, то посетил этот храм. Считаю, что фотохудожнику удалось передать древность и, как говорят, намоленность этого места. Также впечатляют фотографии монастыря Сурб Хач. Ростовский Сурб Хач был назван в честь этого крымского монастыря. Внешним видом монастырь напоминает крепость. Располагается в лесу, в горах, недалеко от Старого Крыма. Датой его основания считается 1358 год. Монастырь был и остается духовным центром крымских армян. Автор этой выставки – крымский фотохудожник, искусствовед Игорь Липунов.
В этот день в Музее русско-армянской дружбы собрались представители ростовской интеллигенции, Нахичеванской-на-Дону армянской общины, фотографы, художники, публицисты, историки. Выступающие говорили о неразрывной связи культуры донских армян с Крымом, о том, что Крым навеки прочно связан с Россией. О необходимости налаживания мостов дружбы между Донским краем и Крымом говорили профессор ЮФУ Герман Аронович Матвеев, Заслуженный врач России, краевед Минас Георгиевич Багдыков.
Но самым запоминающимся было выступление ростовского писателя, общественного деятеля Николая Ефимовича Ерохина. Он большой друг Музея русско-армянской дружбы. Николай Ефимович передал в дар Музею свои семейные реликвии. В частности, хачкар ручной работы, а также другие не менее ценные экспонаты, которые теперь будут бережно храниться в Музее.
Руководитель Музея русско-армянской дружбы Маргарита Юрьевна Соколова рассказала о творчестве Ерохина и о его биографии. Николай Ефимович Ерохин – большой патриот Ростова и Донского края. Он, кстати, долгие годы дружил с известным летописцем нашего города, краеведом, журналистом, профессором ЮФУ Владиславом Вячеславовичем Смирновым. Но родился Николай Ефимович Ерохин не в Ростове, а в деревне Щегры Саратовской области в 1939 году. В 1969 году он окончил Куйбышевский авиационный институт. Занимался комсомольской и партийной работой в Куйбышеве, в Ростове-на-Дону. Он помощник ректора ЮФУ по связям с ВУЗами Российской Федерации, ученый секретарь Совета ректоров ВУЗов Южного Федерального округа. Наряду с этим активно занимается литературной деятельностью. Н. Е. Ерохин – автор многих рассказов и романов. Николай Ефимович любит изучать историю Донского края, Ростова-на-Дону, Нахичевани. Безусловно, его подарки важны для Музея русско-армянской дружбы. Музей давно стал местом притяжения ростовской интеллигенции, местом, где переплетаются воедино культуры народов Дона.
Георгий БАГДЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *