Фатмы Явуз не существовало, была девочка Аслихан Киремитчиян. Но как-то пришли злые люди, убили ее братьев, перерезали родню. Чтобы выжить, Аслихан пришлось забыть, кем она родилась и во что верила.
Армянка по происхождению, Аслихан Киремитчиян спаслась от рук турок в годы второго геноцида в Османской империи – Дерсимской резни 1937-1938 годов. Тогда она была маленькой девочкой, которую приняли в алевитскую семью. Там она приняла ислам. О жизни чудом выжившей женщины рассказывает Немецкая общественная радиокомпания Deutschlandradio.
Часть армян спаслась в годы геноцида в Османской империи, найдя убежище среди алевитов. Но два десятилетия спустя они стали очередной мишенью для турецкого государства.
Сегодня потомки этих людей ищут свою культурную и религиозную идентичность.
Deutschlandradio описывает Аслихан Киремитчиян как женщину лет 70-и в темном, длинном платье с цветочным узором, которая с платком на голове сидит на диване, а рядом с ней на полу мусульманский ковер для молитв. Она приняла ислам вынужденно, в детстве. При этом воспоминаний о христианстве – религии армян – у нее нет.
«Взрослые «повысили» мой возраст до двенадцати лет, чтобы выдать замуж за человека, который мне в отцы годился. Я должна была стоять перед муфтием и говорить в соответствии с традициями ислама: «Я приняла ислам, слава богу, я мусульманка». Но позже не стала рассказывать об этом своим детям. Я боялась, что это может навредить им», — сказала Аслихан.
Аслихан Киремитчиян рассказывает свою историю в документальном фильме «Vank’ın Çocukları» («Дети монастыря»). Дед Аслихан был монахом армянского монастыря в восточной Анатолии.
Но в 1937/38 году турецкое государство совершило второй геноцид, как говорят жители Дерсима и многие ученые. Вплоть до наших дней турецкое правительство избегает слова «геноцид», говоря о «резне» в Дерсиме. Президент Турции Реджеп Эрдоган несколько лет назад заявил, что погибло 14 тысяч человек, однако многие эксперты уверены: речь идет о 30-50 тысячах убитых.
Армянский монастырь подвергся бомбардировке, отец Аслихан погиб. В те годы маленькая девочка чудом выжила.
«Солдаты выстроили мужчин, расстреляли их и бросили в реку со склона. Я не знаю, как мне удалось выжить… Моя тетя, вероятно, спрятала своих детей и меня в пещере. В одной деревне моих двоюродных братьев и высокого мужчину, повязанного вместе с тетей, зарезали перед моими глазами. Я не могу забыть об этом», — рассказывает женщина.
В этой новой деревне Аслихан выросла в мусульманской семье. Она сменила имя в 1947 году. Ее дети позже выяснили, что их мать – не Фатма Явуз, а армянка Аслихан Киремитчиян.
Как отмечают авторы статьи, Аслихан так и не успела увидеть фильм со своим участием, поскольку скончалась в сентябре 2015 года. Ее похоронили по мусульманским обрядам и традициям.
Эта женщина родилась армянкой по имени Аслихан, а умерла как турецкая подданная по имени Фатма Явуз и была похоронена как мусульманка именно под этим именем.
Что случилось с монастырем Святого Карапета в Дерсиме, рассказывает Султан, двоюродный брат Аслихан. Он тоже вырос в семье алевитов, принял ислам и говорит на языке, распространенном у большинства населения в Дерсиме.
«Монастырь был очень красивым, камни в стенах были специально изготовлены. Он был двухэтажным с круглыми окнами, интерьер был ярким, в нем было много ценных предметов, они сверкали и сверкали. От него ничего не осталось. Когда нас увезли, я увидел только дым, поднимающийся со стен», — рассказал Султан.
Как свидетельствуют османские документы, до геноцида армян в 1915 году в регионе Дерсим проживало более 14 000 армянских христиан. В литературе всегда подчеркивается, что алевиты Дерсима прятали много армян или их детей в своих семьях, чтобы спасти их от убийства.
Подготовлено к печати по материалам Sputnik Армения