nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Каждый из нас интересуется историей своего народа, своей родословной. Мы родом из Крыма. А много ли мы знаем о родине наших предков? И хотим ли мы узнать больше, чем знаем?

25 марта 1978 года в газете «Заря коммунизма» был напечатан отрывок из стихотворения поэта и краеведа Хевонда Огасаповича Наирьян (Кристостурян). Стихотворение написано под впечатлением пребывания на крымской земле, ставшей родиной донских армян. В нем перечислены города и селения, откуда вышли наши предки (22 названия населенных пунктов). И о каждом из них хотелось узнать и больше и лучше. Всюду по Крыму можно встретить руины, развалины старых церквей, архитектурные детали которых, а иногда и армянские надписи, говорят о древности их происхождения (11-12 вв.). Старый Крым известен монастырем Сурб Хач. А знаете ли вы, что в 4-х верстах к югу от монастыря Сурб Хач имеются развалины более древнего Георгиевского монастыря? Под сплошным завалом из камней обнаружены куски изящных резных карнизов, а также примитивный хачкар, напоминающий наш хачкар Сурб Хач, реликвию донских армян, привезенный предками из города Ани.
К анийскому периоду переселения в Крым относят ученые и храм 12 в. в селе Бахчи-Эли (Богатое), сочетающий в себе элементы западно-европейской и армянской архитектуры.
А история села Криничное? Краеведы считают, что на этом месте располагался армянский город Нахичевань, главенствующий на полуострове, но судьба города была весьма трагичной. Всех ремесленников турки увезли насильно в Стамбул. Оставшееся в городе население было физически истреблено, а город был сожжен. Целое столетие бывший город стоял в руинах, пока не забил мощный родник с целебной водой в память о жертвах турецкой резни. Родник дал название новому возрожденному городу – Криничное. А название Нахичевань утвердилось на Дону в память о главном городе Крыма с трагичной судьбой.
А знаете ли вы, что слово «Орталан» переводится с турецкого, как «середина поляны»? Впервые оно упоминается в конце 14 века как название одного из сел, являвшихся собственностью судакского генуэзского консульства. Здесь находились 2 дворца татарских беев Ширинских. А может быть, они были армянского происхождения – в некоторых документах их называют Ширинян. 400 с лишним армян были переселены в Приазовье. Село опустело. После переселения армян Орталан вместе с 2,5 тыс. десятин земли Екатерина II подарила своему камердинеру Зотову.
Белогорск (бывший Карасубазар). Белогорск – город у белых гор. Первые упоминания о нем встречаются в 13 веке. В 5 км к северу от города на 150 метров возвышается Ак-Кая (Белая скала), где найдены следы пребывания первобытного человека. С Карасубазаром связаны многие исторические события. В 17 веке, во время владычества татар, на него не раз совершали набеги запорожские казаки, освобождая томившихся в неволе русских людей. В 1777 году в окрестностях города русские войска под командованием А. В. Суворова нанесли поражение туркам, а через шесть лет на горе Ак-Кае князь Потемкин принимал от татарской знати присягу в верности России. В память о тех событиях в городе установлен памятник А.В. Суворову. Большинство членов армянской общины Карасубазара было армяно-католического вероисповедания. После присоединения Крыма к России правительство разрешило армянам католикам вернуться обратно на родину, в Крым. Было время, когда в городе функционировал армяно-католический суд. До наших дней сохранился армянский католический собор. Карасубазар – родина многих известных армян. В середине 19 века Карп Иванович Селенян был городским головой города, внук которого Александр Спендиаров стал одним из основоположников армянской музыкальной классики. В Карасубазаре родился и похоронен Казар Маркович Арцатагордзян (1797-1862гг.), который прославился как видный русский флотоводец Лазарь Маркович Серебряков. Там же родился армянский композитор Хачатур Карамурза. Из рода Карамурза была и мать известного армянского поэта Оноприоса Анопьяна. Благодаря усилиям Шамиля Исаковича Токатлы — замечательного историка-краеведа, в городе создан историко-краеведческий музей, в котором воссоздаются многие страницы прошлого.
Бахчисарай. Большой интерес для переселившихся из Крыма на Дон армян представляет Успенская греческая пещерная церковь, где хранилась чудодейственная икона святой Мариум, которой поклонялись все жители полуострова. А в 1778 году, когда греки увозили ее с собой, татары предприняли попытку отнять ее. После переселения армяне продолжали совершать паломничество в город Мариуполь к иконе Божией Матери, именуемой Бахчисарайской, Мариупольской, Одигитрией, Панагией.
Светлана ХАЧИКЯН

Узнаете много нового и интересного о жизни наших предков в Крыму. Приглашаем вас на экскурсию! Турфирма «Ростов-тур» открывает новый групповой автобусный маршрут: «Крым – родина предков донских армян». Первая поездка состоится с 9 по 13 октября. Стоимость путевки – 6700 руб. Проживание на турбазе. Экскурсанты посетят города: Феодосия, Коктебель, Судак, Старый Крым, Белогорск и Бахчисарай, села: Грушевка, Земляничная, Тополевка, Богатое, Ульяновка, Криничное, и отдохнут у моря.

Адрес: пр. Ворошиловский, 56\159
Телефоны: 231-59-59; 232-77-37; 299-34-19; 8928-605-02-05.
Ждем ваших звонков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *