
АЛЕКСАНДР УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ СКОРОПОСТИЖНО 14 АПРЕЛЯ 2025 ГОДА
В Нахичевани, пожалуй, не было такой семьи, которая бы не знала скрипача Александра Лотошникова (Лотоса). На свадьбы, дни рождения, юбилеи, да на любые торжества, — старались нахичеванцы позвать этого музыканта.
Я был с ним знаком на протяжении сорока лет. Мой отец Минас Багдыков считал, что Лотошников играет в неповторимой нахичеванской манере, в той манере, которой придерживался прославленный Мирон Георгиевич Хачумов. В книге «Лики прошлого» он, в частности, писал:
«Старых нахичеванцев изумляло и то, что скрипач играл в манере до боли знакомой — хачумовской. Это Саша Лотошников, современный молодой человек, играл на скрипке с душой, свободно создавая забытые нахичеванские песни — «Не покорилась», «Запоздалая тройка». Оказывается, будучи еще совсем ребенком, в родительском доме впитывал он в себя мелодии песен и колорит их исполнения лучшими музыкантами нашего города, знал их лично, называл по именам, дружил, слушал и учился. Мелодии своего детства — «Позарастали…», «Манушак», «Семь сорок», «Плач Израиля» и практически весь набор армянского песенного фольклора, уходящего своими корнями в седую древность царства Багратидов, вобрал в себя с любовью как память о своих предках».

В конце 2024 года Саша издал книгу, которая стала своеобразным итогом его яркой и творчески насыщенной жизни. Она называется «Скрипачи Нахичевани-на-Дону. XX век». Александр Калустович собрал под одной обложкой больше пятидесяти нахичеванских скрипачей двадцатого века. Наша ростовская Нахичевань была всегда богата на таланты, в том числе щедра она и на ярких музыкантов.
Сам Лотошников считал свою работу каталогом. Но я бы назвал эту книгу мини-энциклопедией. Интересно Саша пишет и о себе: «Я родился в 1964 году в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону, бывшем городе Нахичевани-на-Дону, на 34-й линии, дом 28. Мой дедушка по материнской линии был свадебным музыкантом. Играл на баяне, гитаре и мандолине. В нашем доме очень часто собирались музыканты, такие, как ¨ра Магаков, Лукьян Дуков, Мирон Хачумов, Мирош Хурдоян, Рубен Давидян и многие другие. В дедушкином саду под вишней стоял стол, и рядом была дворовая печь на дровах. В летнее время этот стол был накрыт практически всегда. Все дедушкины друзья казались очень важными и интересными людьми, вели интересные разговоры на музыкальные темы, курили папиросы «Беломор» и музицировали. Эта аура, которая окружала меня с детских лет, предопределила мою судьбу».
Уже маленьким мальчиком он знал, что обязательно станет музыкантом. Сашу отдали в музыкальную школу, где он обучался игре на фортепиано. Но мальчик обожал скрипку.
Когда он увидел, что его дедушка Арсен Назарович Каспаров начал обучать игре на скрипке сына своего друга, то твердо решил, что тоже будет играть на скрипке. Тогда дедушка сказал Саше: «Будь лучшим, и возле тебя будут стоять лучшие!». Этим девизом Александр Лотошников руководствовался в течение всей своей жизни. Ведь действительно к хорошим и талантливым людям тянутся не менее достойные. Именно так было и в жизни Лотошникова. Вокруг него всегда были неординарные и талантливые люди.
Саша был ярким популяризатором музыкальной культуры донских армян. Он проводил нередко музыкальные концерты, которые мы с ним называли «Нахичеванскими встречами». В некоторых таких музыкальных встречах мне посчастливилось принимать участие как ведущему.

Действительно, если говорить о музыкальной ресторанной культуре Ростова конца восьмидесятых — начала девяностых годов, то невозможно не вспомнить яркий дуэт братьев Лотошниковых. Саша играл вместе со своим братом Петей (к сожалению, ныне тоже покойным) в разных местах. Но, пожалуй, самым ярким (для меня, во всяком случае) был период их выступлений в кафе «Анжелика», которое в те годы располагалось на территории нынешнего Дома народного творчества. В этом заведении собирались новые русские и новые армяне того времени, гуляли от души. Помню, как гуляющие кидали деньги — «шабашку», как тогда говорили, — на пол. А потом пожилая женщина-уборщица подметала их, собирала и относила музыкантам. Вот тогда я понял смысл слов о том, что если бы ростовские понты светились, то в городе были бы все время белые ночи.
Александр Лотошников вошел в историю донских армян еще и как яркий общественный деятель. Достаточно вспомнить, что Саша был инициатором установки памятника актеру Павлу Луспекаеву в селе Большие Салы.
Напомню, что отец актера — армянин, а мать — донская казачка.
Мы с Сашей считали, что Луспекаев является символом нашей донской многонациональной культуры, как и его персонаж из фильма «Белое солнце пустыни» таможенник Верещагин является символом настоящего русского патриотизма.
Вот потому Александр Лотошников и решил увековечить имя нашего выдающегося земляка. И ему с его единомышленниками удалось это осуществить!
Теперь же мы, друзья и поклонники Лотошникова, должны сделать все, чтобы увековечить в городе его славное имя.
Лотоса похоронили на Армянском кладбище в Нахичевани, где покоятся и его родственники. Немало людей пришло проститься с ярким и талантливым музыкантом.
А меня не покидало чувство, что прощаюсь не только с другом, но и с Нахичеванью моей юности.
Материалы подготовил
Георгий БАГДЫКОВ