nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

«Наша вера. Святой Григорий Армянский, моли Бога о нас» – так называется книга, опубликованная недавно издательством «Ковчег» в Ростове-на-Дону. Ее авторы – отец и сын Багдыковы (Минас Георгиевич и Георгий Минасович).

Минас Георгиевич – известный в Ростове-на-Дону хирург, краевед, общественный деятель, заслуженный врач РФ, действительный член Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности, член Союза писателей Дона. Он автор более 100 научных трудов, трех монографий, одна из которых отмечена дипломом ВДНХ, автор патентов и изобретений, множества монографий по краеведению Ростовской области и Ростова-на-Дону.
Особым признанием пользуется и его сын Георгий Багдыков, с которым мы уже знакомили наших читателей в связи с некоторыми его книгами: «Прогулки по Нахичевану», «Город, которого нет» и другими. Напомним, что он известный врач-уролог, автор более 40 книг по популярной медицине, краеведению, художественной прозы (сборники рассказов и новелл), а также ряда монографий по специальности. Георгий Минасович — неоднократный призер конкурса «Вот помню, был случай…» городской газеты «Вечерний Ростов», член-корреспондент Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности, член Союза журналистов России, Союза писателей Дона. В 2004 году решением президиума МАНЭБ Георгий Багдыков награжден медалью им. Ломоносова за популяризацию медицинских знаний. Является лауреатом Южно-Российского литературно-художественного конкурса «Великий вешенец». В 2005 году награжден национальной памятной медалью имени М.А. Шолохова. Позже за вклад в развитие русско-армянских гуманитарных и культурных связей награжден медалью им. В.Я. Брюсова, является также обладателем медали им. Гиппократа.
Книга «Наша вера. Святой Григорий армянский, моли бога о нас» врачей-краеведов Минаса, Тиграна и Георгия Багдыковых стоит в ряду их прежних книг об истории Нахичевани-на-Дону (ныне Пролетарский район Ростова-на-Дону), ее людях. Но и одновременно выбивается из этой сугубо краеведческой серии. Эта книга – попытка понять, что с древнейших времен объединяет два христианских народа, армянский и русский, почему, спасаясь от жестоких завоевателей-персов, а позже турок-сельджуков, армяне искали и находили приют и утешение именно в России, почему крымских армян сравнительно легко удалось Екатерине Второй уговорить покинуть обжитые места, преодолеть мучительный переход, чтобы основать по ее указу на берегу Дона Новое Пристанище (так с Армянского переводится Нор-Нахичеван).
Вывод авторов однозначен: Святой Григорий Просветитель, крестивший армянский народ в 301 году, войдя в пантеон наиболее чтимых святых Русской Православной Церкви под именем Святой Великомученик Григорий Армянский, – вот то имя, которое переплело судьбы двух народов на земле и объединяет на небесах. Как отмечают авторы книги, она писалась в память о том поколении жителей Нахичевани-на-Дону, которое в годы революционного лихолетья, в советский период, смогло сохранить в себе величие библейских заповедей, пронести их через свою жизнь, чтобы стать ярким примером для следующих за ними поколений – детей и внуков. И это при том, что в Революцию и во все последующие годы правления коммунистов христианская вера подвергалась порицанию, нещадному осмеянию, обвинялась во всех смертных грехах, храмы разрушались на глазах верующих, священники подвергались гонению.
– Но вера в Бога, внушаемая нам нашими бабушками и дедушками, патриархальный уклад семейной жизни спасали нас в самые трудные годы безбожия, – пишут в предисловии авторы книги. – Наши предки, онемев от ужаса, наблюдали за разрушительной деятельностью правителей тех лет, громивших алтари, вековые храмы, уничтожавших морально и физически священнослужителей. Они, свидетели тех вакханалий и безумия, продолжали молча, мужественно и терпеливо нести свой тяжкий крест. Оставались христианами! Хранили домашние очаги, воспитывали детей и внуков, приучая их к трудолюбию, любви к родине, семье и своему народу. Советская власть, верная своей коммунистической идеологии, не позволила сохраниться единственному на донской земле армянскому храму Сурб Григор Лусаворич, носящему имя святого, благодаря которому в течение многих веков объединялись русский и армянский народы. Этот символ веры и единения был безжалостно принародно взорван в 1966 году. В воздух взлетели и алтарь с мощами святых, и средневековые хачкары, вывезенные еще из древней армянской столицы Ани.
Мы надеемся, что со временем будет восстановлена память о тех стоических личностях, кто в течение двух веков под сенью храма Сурб Григор Лусаворич проповедовал на донской земле идеи христианства, сплачивая армянский, русский и другие христианские народы.
– Взорвав храм, – продолжают авторы книги, – коммунистам не удалось обрушить нашу память, лишить воспоминаний о прошлом Нахичевани. Нам, нахичеванцам XXI века, нельзя предать забвению и светлые имена уроженцев Нахичевани – Католикоса Всех Армян Геворга VI, городского главу Минаса Ильича Балабанова, городского архитектора Николая Никитовича Дурбаха и других славных граждан. Тех, кто своим трудом и талантом созидателя прославил армянский город Нахичевань-на-Дону.
Впрочем, и сегодня среди нахичеванцев немало тех, кем мы можем гордиться, чьему примеру служения вере отцов хотели бы подражать, за кем следует идти. Среди них, бесспорно, в первую очередь назовем протоиерея тер Тадеоса Авагяна. Приехав на Дон из Армении, он, выпускник Эчмиадзинской духовной семинарии Геворкян, своими проповедями уже четверть века поддерживает в сердцах нахичеванцев дух Божий. Многим сегодняшним армянам он будто заново открыл дорогу к храму. Тер Тадеос прилагает максимум усилий для сохранения памяти о личностях, сумевших основанный в 1779 году армянами на юге России город Нахичевань-на-Дону превратить к XIX — началу XX веков в один из духовных центров мирового армянства. Тер Тадеос привлек внимание крупных армянских церковных иерархов к большой армянской диаспоре, проживающей на донской земле. Активно, но ненавязчиво и мудро, призывал он свою паству к восстановлению разрушенных церквей и строительству новых. Он был одним из тех, кто способствовал установлению памятника архиепископу Иосифу Аргутинскому-Долгорукому, основателю города Нор-Нахичеван, созданию музея русско-армянской дружбы, восстановлению церкви Сурб Хач, установлению в Ереване монумента донским казакам, павшим за освобождение Армении. Счастливы мы тем, что нас, современных нахичеванцев, не оставляет без своего пастырского внимания глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии архиепископ Езрас. Уже в наши дни армяне, проживающие на донской земле, испытали радость встречи с приехавшим в Ростов-на-Дону в 2011 году Католикосом Всех Армян Гарегином II, который освятил вновь построенную церковь Сурб Арутюн, восстановленные храмы, благословил народ, проживающий здесь.
Наталия ГОМЦЯН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *