«Наша вера. Святой Григорий Армянский, моли Бога о нас» – так называется книга, опубликованная недавно издательством «Ковчег» в Ростове-на-Дону. Ее авторы – отец и сын Багдыковы (Минас Георгиевич и Георгий Минасович).
Минас Георгиевич – известный в Ростове-на-Дону хирург, краевед, общественный деятель, заслуженный врач РФ, действительный член Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности, член Союза писателей Дона. Он автор более 100 научных трудов, трех монографий, одна из которых отмечена дипломом ВДНХ, автор патентов и изобретений, множества монографий по краеведению Ростовской области и Ростова-на-Дону.
Особым признанием пользуется и его сын Георгий Багдыков, с которым мы уже знакомили наших читателей в связи с некоторыми его книгами: «Прогулки по Нахичевану», «Город, которого нет» и другими. Напомним, что он известный врач-уролог, автор более 40 книг по популярной медицине, краеведению, художественной прозы (сборники рассказов и новелл), а также ряда монографий по специальности. Георгий Минасович — неоднократный призер конкурса «Вот помню, был случай…» городской газеты «Вечерний Ростов», член-корреспондент Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности, член Союза журналистов России, Союза писателей Дона. В 2004 году решением президиума МАНЭБ Георгий Багдыков награжден медалью им. Ломоносова за популяризацию медицинских знаний. Является лауреатом Южно-Российского литературно-художественного конкурса «Великий вешенец». В 2005 году награжден национальной памятной медалью имени М.А. Шолохова. Позже за вклад в развитие русско-армянских гуманитарных и культурных связей награжден медалью им. В.Я. Брюсова, является также обладателем медали им. Гиппократа.
Книга «Наша вера. Святой Григорий армянский, моли бога о нас» врачей-краеведов Минаса, Тиграна и Георгия Багдыковых стоит в ряду их прежних книг об истории Нахичевани-на-Дону (ныне Пролетарский район Ростова-на-Дону), ее людях. Но и одновременно выбивается из этой сугубо краеведческой серии. Эта книга – попытка понять, что с древнейших времен объединяет два христианских народа, армянский и русский, почему, спасаясь от жестоких завоевателей-персов, а позже турок-сельджуков, армяне искали и находили приют и утешение именно в России, почему крымских армян сравнительно легко удалось Екатерине Второй уговорить покинуть обжитые места, преодолеть мучительный переход, чтобы основать по ее указу на берегу Дона Новое Пристанище (так с Армянского переводится Нор-Нахичеван).
Вывод авторов однозначен: Святой Григорий Просветитель, крестивший армянский народ в 301 году, войдя в пантеон наиболее чтимых святых Русской Православной Церкви под именем Святой Великомученик Григорий Армянский, – вот то имя, которое переплело судьбы двух народов на земле и объединяет на небесах. Как отмечают авторы книги, она писалась в память о том поколении жителей Нахичевани-на-Дону, которое в годы революционного лихолетья, в советский период, смогло сохранить в себе величие библейских заповедей, пронести их через свою жизнь, чтобы стать ярким примером для следующих за ними поколений – детей и внуков. И это при том, что в Революцию и во все последующие годы правления коммунистов христианская вера подвергалась порицанию, нещадному осмеянию, обвинялась во всех смертных грехах, храмы разрушались на глазах верующих, священники подвергались гонению.
– Но вера в Бога, внушаемая нам нашими бабушками и дедушками, патриархальный уклад семейной жизни спасали нас в самые трудные годы безбожия, – пишут в предисловии авторы книги. – Наши предки, онемев от ужаса, наблюдали за разрушительной деятельностью правителей тех лет, громивших алтари, вековые храмы, уничтожавших морально и физически священнослужителей. Они, свидетели тех вакханалий и безумия, продолжали молча, мужественно и терпеливо нести свой тяжкий крест. Оставались христианами! Хранили домашние очаги, воспитывали детей и внуков, приучая их к трудолюбию, любви к родине, семье и своему народу. Советская власть, верная своей коммунистической идеологии, не позволила сохраниться единственному на донской земле армянскому храму Сурб Григор Лусаворич, носящему имя святого, благодаря которому в течение многих веков объединялись русский и армянский народы. Этот символ веры и единения был безжалостно принародно взорван в 1966 году. В воздух взлетели и алтарь с мощами святых, и средневековые хачкары, вывезенные еще из древней армянской столицы Ани.
Мы надеемся, что со временем будет восстановлена память о тех стоических личностях, кто в течение двух веков под сенью храма Сурб Григор Лусаворич проповедовал на донской земле идеи христианства, сплачивая армянский, русский и другие христианские народы.
– Взорвав храм, – продолжают авторы книги, – коммунистам не удалось обрушить нашу память, лишить воспоминаний о прошлом Нахичевани. Нам, нахичеванцам XXI века, нельзя предать забвению и светлые имена уроженцев Нахичевани – Католикоса Всех Армян Геворга VI, городского главу Минаса Ильича Балабанова, городского архитектора Николая Никитовича Дурбаха и других славных граждан. Тех, кто своим трудом и талантом созидателя прославил армянский город Нахичевань-на-Дону.
Впрочем, и сегодня среди нахичеванцев немало тех, кем мы можем гордиться, чьему примеру служения вере отцов хотели бы подражать, за кем следует идти. Среди них, бесспорно, в первую очередь назовем протоиерея тер Тадеоса Авагяна. Приехав на Дон из Армении, он, выпускник Эчмиадзинской духовной семинарии Геворкян, своими проповедями уже четверть века поддерживает в сердцах нахичеванцев дух Божий. Многим сегодняшним армянам он будто заново открыл дорогу к храму. Тер Тадеос прилагает максимум усилий для сохранения памяти о личностях, сумевших основанный в 1779 году армянами на юге России город Нахичевань-на-Дону превратить к XIX — началу XX веков в один из духовных центров мирового армянства. Тер Тадеос привлек внимание крупных армянских церковных иерархов к большой армянской диаспоре, проживающей на донской земле. Активно, но ненавязчиво и мудро, призывал он свою паству к восстановлению разрушенных церквей и строительству новых. Он был одним из тех, кто способствовал установлению памятника архиепископу Иосифу Аргутинскому-Долгорукому, основателю города Нор-Нахичеван, созданию музея русско-армянской дружбы, восстановлению церкви Сурб Хач, установлению в Ереване монумента донским казакам, павшим за освобождение Армении. Счастливы мы тем, что нас, современных нахичеванцев, не оставляет без своего пастырского внимания глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии архиепископ Езрас. Уже в наши дни армяне, проживающие на донской земле, испытали радость встречи с приехавшим в Ростов-на-Дону в 2011 году Католикосом Всех Армян Гарегином II, который освятил вновь построенную церковь Сурб Арутюн, восстановленные храмы, благословил народ, проживающий здесь.
Наталия ГОМЦЯН