Монастырь Нораванк находится среди причудливых отвесных красных скал на уступе извилистого ущелья. Он был основан в ХII веке на месте древних построек. Во времена правления князей Орбелянов монастырь стал крупным религиозным центром, а в ХIV веке – резиденцией епископов Сюника.
Древнейшей церковью монастыря является дошедшая до нас в руинах церковь Сурб Карапет, построенная в IХ–Х веках. К северу от нее в 1216–1223 годах был воздвигнут главный храм монастыря, носящий это же имя. Это крестово-купольное здание с двухэтажными ризницами в четырех углах.
Храм имеет строгое декоративное убранство. К западной стороне церкви в 1233 году был пристроен притвор, который иначе назывался Гавит или Жаматун. От первоначального здания, имеющего прямоугольную форму, сохранились только стены высотой около 2,5 метра. По всей вероятности, вначале перекрытие зала опиралось на колонны. В 1261 году купол был перестроен. Однако во время землетрясения 1321 года перекрытие опять было повреждено. При восстановлении купола был перестроен ердик (световое отверстие в центре перекрытия). Затем был возведен портал с окном наверху.
Тимпан окна над дверью был украшен уникальными изображениями Бога-отца, благословляющего распятого Христа, а полукруглый тимпан входной двери – изображением Богоматери с младенцем и обращенными к ней лицами двух святых. Внутри притвора устроены глубокие ниши с хачкарами. Все это придавало интерьеру строгий, суровый характер. Все восстановительные работы выполнялись знаменитым зодчим, скульптором и миниатюристом Момиком.
В 1275 году к северной стороне главного храма была пристроена церковь Сурб Григор, которая являлась усыпальницей князя Смбата Орбеляна. Это скромное прямоугольное сооружение. Стены по обе стороны алтаря украшены хачкарами и изображениями голубей. Один из хачкаров, созданный зодчим Момиком, перевезен в Эчмиадзин.
Чуть поодаль расположена церковь Сурб Аствацацин, построенная в 1339 году при князе Буртеле Орбеляне (поэтому ее называют Буртелашеном). Здание является высокохудожественным памятником архитектуры. Ее первый полуподвальный этаж служил усыпальницей княжеского рода Орбелянов. Над усыпальницей возвышается крестообразная по форме молельня. Декоративное убранство церкви выполнено сдержаннее в нижней части здания и более нарядным наверху.
Особенно богато украшен западный фасад здания. Там построены две консольные лестницы, которые ведут на второй ярус. Основания лестницы начинаются слева и справа от входа в усыпальницу. Над дверью первого этажа помещен барельеф, изображающий Богоматерь с младенцем Христом и архангелами, а над верхним входом – с изображением Христа и фигур апостолов Петра и Павла. Памятник отличается гармоничными пропорциями и исключительно изысканной отделкой.
На территории монастыря сохранилось много хачкаров. Среди них есть и хачкар 1308 года – работы Момика. Вся его поверхность покрыта мелкой ажурной резьбой. На ней выделяются большой крест над щитообразной розеткой и расположенные по сторонам восьмиконечные звезды. В верхней части хачкара изображен Христос в обрамлении растительного орнамента. В Нораванке сохранился и хачкар, установленный в честь главного зодчего монастыря – Момика.
Монастырь в ХVII–XVIII веках был обнесен оградой со смежными постройками. За оградой с восточной стороны сохранились остатки часовни и один хачкар, напоминающий о гостинице, возведенной в середине XIII века.
Комплекс Нораванк благодаря великолепным творениям средневековых зодчих и его местонахождению на фоне красивого ландшафта оставляет неизгладимое впечатление. Он является одним из величественных памятников зодчества армянского Средневековья.
Нораванк является одним из самых знаменательных монастырей Сюника, который находится на правом берегу притока реки Арпа, на возвышенности. Точная дата основания монастыря неизвестна. В XII веке этот монастырь уже упоминался в письменных анналах. Владел огромными имениями. Являлся резиденцией епископа, а епископы и остальное духовенство периодически боролись против Татевского монастыря – для защиты собственной автономности. Архитектурный комплекс монастыря был основан в XIII–XIV вв. В начале XIII в. он уже являлся духовным центром Сюника и родовой усыпальницей князей Орбелянов. Здесь захоронены князья Орбеляны, а также епископы, среди которых можно отметить историографа Степаноса Орбеляна.
Нораванк – комплексный и высокохудожественный ансамбль. Комплекс состоит из церквей Св. Карапет и Св. Покас, которые не сохранились, и главной церкви Св. Карапета, ее придела, погребения князя Смбата, церкви Буртелашен, двух часовен и различных зданий разных назначений, крепостной стены, вне которой находится источник. Церковь Св. Карапета была построена по повелению князя Липарита Орбеляна в 1213–1223 гг.
Это четырехапсидная купольная постройка. С западной стороны к ней примыкает придел, который был построен после церкви и в дальнейшем несколько раз подвергался реконструкции. В 1261 г. церковь была восстановлена архитектором Сиранесом по поручению князя Смбата Орбеляна. Следующая реконструкция была произведена архитектором Момиком в первой половине XIV века.
В монастырском комплексе особое место занимает церковь-усыпальница князя Буртела – Буртелашен, или церковь Св. Богородицы, воздвигнутая Момиком. Она является одним из ценнейших произведений армян-ского искусства XIV века. Церковь двухэтажная и украшена высокохудожественными рельефами. Некоторые из рельефов изображают Богородицу, сидящую на троне, и князя Буртела с макетом храма в руках и др.
Крепостная стена, которая дошла до наших дней в полуразрушенном состоянии, и остатки построек с ее внутренней и внешней стороны были сооружены в XVII–XVIII вв. В монастырском комплексе XIII в. была построена гостевая. В окружающей монастырский комплекс среде имеются многочисленные хачкары, среди которых особо можно отметить хачкары, высеченные Момиком.
Многочисленные надписи на стенах построек ансамбля выявляют интересные сведения не только о духовной, но и о светской жизни того времени. Нораванк был крупным культурным центром. В середине XIII в. здесь активно действовал архитектор Сиранес, а в первой половине XIV в. – миниатюрист, скульптор, архитектор Момик, который был выпускником Гладзорского университета.
В этом монастыре свою активную деятельность развил также представитель княжеского рода Орбелянов из Сюника – историограф Степанос Орбелян. Он дописал свой известный труд «История провинции Сисакан» именно в этом монастыре. Этот источник сообщает ценные данные о политической и особенно социально-экономической жизни Сюника, Армении в целом и сопредельных стран. Архитектурный комплекс был основательно восстановлен в наши дни.
В 2002 году церкви были полностью восстановлены и включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Информационная поддержка Института археологии и этнографии НАНРА
Текст к печати подготовила Армине Варданян