На протяжении восьми лет Антитопор разоблачал всю ту ложь, что транслируется и муссируется в азербайджанском обществе об армянах, культурном наследии армян, истории этого народа и государства. Причем делалось это каждый раз, не ссылаясь ни на один из армянских источников. Исключительно на независимые. Хотя, в общем-то, как раз только армянские источники среди народностей Кавказа и Закавказья являются самыми ранними. И когда местные народы хотят обратиться к своему прошлому, армянские источники приходят им на помощь. Это касается и чеченцев, и ингушей, и лезгин, и осетин…
Учитывая, что большая часть Арцаха (Нагорно-Карабахской Республики) нынче контролируется Азербайджаном, то и все древние и средневековые армянские культурные наследия, христианские и языческие, также перешли под их контроль.
И это чревато, учитывая горькую судьбу армянских памятников зодчества Нахичевани, где ничего не осталось за последние 100 лет. Да и Турция является ярким примером беспощадного уничтожения армянских архитектурных памятников по всей Восточной Анатолии (Западной Армении). В отличие от турецкого «старшего брата» Азербайджан уничтожает физически или морально. В первом случае в ход идет техника, руки… Во втором — албанизация духовного наследия армян. Официальный Баку и такого способа варварства не чурается. Задача одна – стереть следы армян в регионе. И не важно, как это будет сделано. Причем, если обратиться к истории, то она за армянами, т.к. на всех этих архитектурных композициях старины имеются печати на армянском языке в виде надписей на камнях, хачкаров, манускриптов. Баку мало беспокоят эти надписи. Важно, что они «албанские». Так же, как мало беспокоит тот факт, что граница Армении и Кавказской Албании проходила по естественному рубежу — реке Кура. И, наконец, главное: не странно ли, что христианское наследие зодческое сохранилось только в местах армянского ареала от Куры до Вана, а вот к востоку от Куры до Каспия таких памятников либо вовсе нет, либо по пальцам пересчитать? А ведь это и есть территория той самой Кавказской Албании, о которой так печется Баку. Куда же все это делось? Например, на территории Нагорно-Карабахской Республики Арцах 287 церквей, 27 монастыря, 173 часовни, около трех тысяч хачкаров.
А где же все это «наследие албан» к востоку от Куры в местах проживания азербайджанцев? В XVI веке перекочевавшие из Центральной Азии в Персию, а затем из Персии в Арран (Албанию) тюрки стали постепенно вытеснять албанские племена и их наследие. Албаны (лезгины, рутульцы, ингилойцы, цахуры, удины и пр.) ушли в горы, став горцами, а оставшиеся после них в низменности их памятники уничтожены предками нынешних азербайджанцев — тюрками. Обо всем этом можно прочесть и в «Истории Востока», в VI томе «Восток в средние века». Можно обратиться к арабским источникам средневековья аль-Мукаддаси и ибн Хаукалю, или к Камиле Тревер — «Очерки по истории и культуре Кавказской Албании», или к Николаю Караулову — «Сведения арабских писателей X и XI веков по Р. Хр. о Кавказе, Армении и Адербейджане»… Источников независимых огромное множество. Не нужно бояться узнать правду. В каком бы уголке мира ни жили армяне, от Белфаста до Сиднея и от Сингапура до Буэнос-Айреса, везде строили и строят себе храмы. А на исторической родине и часовенки бы не возвели? Ну что за бред!
Теперь по Дадиванку, который остался в азербайджанской зоне села Ванк-Карвачарского района. Этот монастырь родился тогда, когда его камни и руки строителей не знали, кто такие азербайджанцы, а азербайджанское слово «орду» («армия») произносили татаро-монгольские орды. Иначе говоря, «орда» и есть «армия».
Я даже не буду углубляться в I век, когда на месте Дадиванка было построено святилище на могиле погибшего Святого Дади, ученика апостола Фаддея. Это слишком глубоко для азербайджанцев. Напомню лишь, что главное основание корпуса монастыря, датированное 1214 годом, было заложено задолго до прихода тюрок-огузов, а первые упоминания о монастыре так и вовсе относятся к IX веку. Все упоминания о монастыре связаны исключительно с армянами. Это не только надписи на камнях, но и рукописи армянских ученых средневековья, и научные работы серьезных иностранных историков. Например, Роберта Оустерхоута из Гарварда, который пишет о Дадиванке армянском в книге A Byzantine settlement in Cappadocia. Или работа ученого Кристофера Уолкера Armenia and Karabagh, где исследованы как сам Дадиванк, так и армянское наследие Карабаха. А у англичанина Энтони Истмонда в работе Tamta’s World имеется такая цитата: «…строительство Дадиванка служит примером женского церковного покровительства в армянском мире XIII века»…
Некоторые пацифисты нынче призывают к миру, намекая, что война позади. Нет. Не обманывайтесь. Все еще впереди. Уверен, что нация выйдет из глубокой спячки, вызванной победой в 90-х. Иначе мы потеряем и все то, что было оставлено нашими предками на арцахской благословенной земле. Азербайджанцы говорят о Натаване, Бюль-Бюле и пр., живших в Арцахе в XIX, XX вв., но «скромно» умалчивают о тех, кто жил значительно раньше: об Амарасе, где была основана первая армянская кафедра в IV веке, на которой преподавал Месроп Маштоц. Замалчивают о летописце XVII века Акопе Иисуси, оставившем потомкам «Хронику». Молчат и об историках XIII века Киракосе Гандзакеци, творившем в Арцахе, и Ованесе Цареци (XVI в.). Последний, кстати, был священником в Дадиванке. Также умалчивается еще об одном известном уроженце Арцаха, путешественнике XV века Мартиросе Ерзнкаци… В конце концов, где были все эти «Бюль-Бюли», когда в Арцахе правили княжеские роды Закарянов, Допянов?.. Существует фразеологизм: «История не терпит сослагательного наклонения». Имеется в виду то, что при оценке исторических процессов некорректно употреблять фразы наподобие: «Если бы А. Македонский не дошел до Индии, то он бы…», поскольку история пошла так, как она пошла. А значит, не нужно ни в коем случае опускать руки. Все, что нам сейчас необходимо, это поработать над своими ошибками, осознать их и сделать Армению сильной. Ибо только сильная Армения с сильным руководством — залог успеха армянского народа и мощный щит Арцаха.
Вадим АРУТЮНОВ