nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Территория гавара Дизак (Тизак, Дузах) начиналась от горного пояса Дизапайт и Ишханагета и простиралась до реки Аракс у моста Худаферина. В начале XVIII в. владыками гавара Дизак были Мелик-Еганяны (Мелик-Аваняны), крепость которых находилась в селении Тох, напротив монастыря Гтич.
Сведения о происхождении Мелик-Еганянов довольно противоречивы. С. Джалалянц и Раффи происхождение последних напрямую связывают с Лорис-Меликянами, а их первоначальным местом поселения считают село Арду гавара Лори. По этому поводу Лео пишет: «В то время как одна ветвь преданий считает меликов Дизака переселенцами из города Урмия, что в Персии, другая утверждает, что они прибыли из Лори, а третья ветвь поправляет вторую, утверждая, что те не были коренными лорийцами, и переселились в Лори из той же страны Дизака».
На двери северных ворот церкви Св. Ованес села Тох сохранились очень важные сведения о семье мелика Егана: «Дабы благословил господь Христос: сей подкресник – в память мою, парона Мелик-Егана, и родителей моих Мовсеса — вардапета Гукаса, его матери Шхо и родительницы моей Мариам, и брата моего Арама, и сестры моей Ханум, супруги Ханум ага, сына Арама, Эсаи (Есаи), Бахтама, Овсепа, Багира, Аракела, Сафара, Пагума, Всрта, супруги Гезал, дочери Тавар, Ханпаджи, Хатуна Хатаи, и других живших помяните, аминь».
Отремонтировавший Гтчаванк вардапет Гукас, как гласит его надгробие, скончался в 1715 г. За проявленную доблесть во время персидско-турецкой войны Надир-шах назначил сына вардапета Гукаса мелика Егана главным управляющим в меликствах Хамсы. Члены рода стали называться его именем — Мелик-Еганяны (Мелик-Аваняны). Персидский историк Мухаммад-Кязим мелика Егана представляет как мудрого деятеля, наделенного чрезвычайными способностями тонкого политика, который удостоился большой любви и доверия Надир-шаха. Он в феврале 1736 г. принял участие в Муганском курултае (собрание знати), во время которого Надир взошел на престол Ирана. Мелик Еган в 1737 г. указом Надир-шаха был назначен главным управляющим меликств Хамсы. «В это время владыка Дизака был седовласым, уже искушенным и мудрым правителем, прославившим свое имя великими антитурецкими подвигами».
В нашем распоряжении есть несколько нововыявленных документов, могущих пролить свет на события, описанные в вышеупомянутой надписи. Так, в Национальном архиве Армении хранится договор о купле-продаже от 1166 г. армянского летосчисления (1717), согласно которому сын Джилаванц Тиха Чали продает мельницу своему племяннику – «сыну Саргиса Исо». Этот документ важен не столько своим содержанием, сколько тем обстоятельством, что на нем стоит печать Егана с надписью «Егаи танутер свид». Итак, благодаря этому документу становится ясным, что в 1717 г. Егаи был танутером Тоха.
Документы, отражающие армяно-русские отношения, дают возможность для более конкретного определения даты назначения Егана меликом. В одном из этих документов, датированном 20 марта 1724 г., Еган впервые упоминается как носитель титула мелика. Следовательно, по всей вероятности, меликские права Егана были утверждены шахом Тахмаспом II в 1723 г. либо в начале 1724 г.
Впоследствии, как повествует вышеупомянутая лапидарная надпись, Надир-шах назначил мелика Егана главным управляющим арцахских меликств. Он был самым могущественным владыкой в двухвековой истории меликств Арцаха. Неслучайно Надир-шах называл его «бавалыг» (вроде отчима), а удостоиться симпатии такого тирана, как Надир-шах, было далеко не просто.
Мелик Еган и его сын мелик Арам были известны и как очень состоятельные люди. Мелик Еган скончался в 1744 г. и был похоронен в притворе церкви села Тох, где и находилась родовая усыпальница Мелик-Еганянов. На его надгробном камне высечено:
«Это могила храброго князя,
Великого мелика по имени Еган,
Сына благочестивого
Вардапета Гукаса.
Был он любим всеми,
И шахом Надиром.
Он властвовал над своей страной,
Краем Алуанк.
Весьма уважаем был персидским народом
Как князь страны Армянской.
В год 1193 армянского летосчисления (1744)»

Мелику Егану наследовал его старший сын мелик Арам (умер в 1745 г.), затем младший сын мелик Есаи (1720-1781). Сохранялся указ, выданный мелику Есаи Надир-шахом в 1746 г. следующего содержания: «Назначаю его меликом или управляющим гавара Дизак, обязав его всегда предпринимать деятельные шаги для выполнения всех наших требований и следить за государственными интересами, проявлять усердие в отношении к правительству». Современники характеризовали его как «образованного человека, увлеченного учебой». Мелик Есаи семь лет непрерывно воевал против Панах-хана, затем против его сына Ибрагима. По приказу последнего коварно «в 1230 году армянского летосчисления (1781) убили Мелик-Есаи из Тоха». В связи с этим русский военачальник А.В. Суворов написал в рапорте, посланном в 1781 г. князю Г.А. Потемкину: «Ибраим-хан шошинской, требуя под пристрастием некоторой суммы денег от мелика Есая Дузагского и сим мучительством умертвил оного». О его жизни вкратце повествует его надгробие: «Это могила мелика Есаи, сына великого мелика Егана. Он был назначен князем Надиршахом. 33 года правил он Дизакской страной и совершил много подвигов, одержал много побед над неверными. Он был смелее и благороднее своих предков. Жил он 61 год, скончался в лето 1230 (1781 г.) 2-го октября, во вторник. Кто прочтет надпись, пусть хоть раз скажет: Помилуй, отче. Аминь».
Мелик Есаи, по имеющимся сведениям, имел одного сына Багдад-бека и дочь Сону, которая была одной из жен владыки Варанды мелика Шахназара II и матерью мелика Хусейна и Хюризат-ханум. Отец Хюризат выдал ее замуж за Ибрагим-хана.
Мелику Есаи наследовал его племянник, сын мелика Арама – мелик Бахтам, который в памятной записи уже известной нам рукописи «История Скшика» описывается «как очень знатный и богатый человек». Ибрагим-хан вероломно арестовал его и отравил в 1787 году. Это подтверждает и надпись на его надгробном камне: «В сией могиле покоится прах храброго и мужественного мелика Бахтама, сына мелика Арама. Принял он смерть и конец свой от яда Ибрагим-хана. Кто посетит сию могилу, пусть скажет: Помилуй, отче. Аминь». Младший сын мелика Арама, Багир-бек, скончался в 1789 г.
Мелику Бахтаму наследовал его сын мелик Абас, который правил меликством Дизак в 90-е годы XVIII века.
Его имя как владетеля Дизака упоминается и в прошении царю Павлу I, направленном 23 декабря 1798 г. владыкой Варанды меликом Джумшудом. Однако правление мелика Абаса длилось недолго. Он был предательски убит в селе Цор людьми Ибрагим-хана. Этому убийству предшествовали многократные неудачные попытки Ибрагим-хана заставить мелика Абаса поменять веру. По поводу стремления насильственной мусульманизации представителей меликских родов известный историк А.Г. Иоаннисян заметил: «Религиозная нетерпимость ханов в основном была направлена к меликским домам, обострялась политическими, а также имущественно-правовыми проявлениями». Мусульманизация представителей меликских родов со стороны ханов рассматривалась как наикратчайший и самый эффективный путь избавления от них.
Мелику Абасу наследовал его сын — мелик Каграман (Багир-бек). Во время его владычества в Арцахе начался голод, а затем эпидемия чумы. Вот как вардапет Иоанн Воскерчян описывает события тех времен, очевидцем которых он был: «Сгустились тучи голода над миром Арцаха так, что народ превратился в стадо травоядное, которое в весеннее время, как стадо коров, выходило на поля и ело траву, дабы не умереть от голода. Но это было смертельным ядом для них, ибо их кишки воспалялись, разбухали и чернели, и потом они внезапно умирали». Спасаясь от голода и чумы, мелик Каграман со своими подданными переселился в Грузию, но «неизвестно, где именно поселился». От имени Мелик-Еганянов он поставил свою подпись под письмом меликов Арцаха от 1806 г., направленным в Санкт-Петербург Минасу Лазаряну, которое «вероятно, было последним совместным письмом меликов Арцаха, выражающим их объединенный образ, их волю, чаяния, решение жить свободно и самостоятельно в своем крае, а также их надежды».
Оставшихся в Дизаке сына мелика Есаи Багдад-бека и его сыновей Аслана и Вагана Ибрагим-хан насильственно мусульманизировал. Однако, не довольствовавшись этим, убил Багдад-бека, а затем и его сына мелика Аслана. Сведения о Вагане не сохранились.
Мелик Аслан оставил лишь одного сына – Фархад-бека. Его имя упоминается в справке о земельных угодьях Гтчаванка, направленной Ар. Костанянцем в декабре 1856 г. в консисторию Карабаха. В 1881 г. Раффи видел его.
Фархад-бек отуречился и отошел от родных корней. Мусульманизированные потомки мелика Аслана стали называться Мелик-Аслановыми, причем все состояние рода перешло именно к ним, оставив потомков-христиан без наследства. О принявших мусульманство потомках Мелик-Еганянов Ар. Костанянц в 1884 г. писал: «Эти принявшие магометанство так ревностно соблюдают все его законы, что даже сам Магомет их так не чтил». В связи с этим Лео добавляет: «Эти мусульманизированные армяне теперь являются беками селения Тох и носят армянские фамилии — Мелик-Асланов и Мелик-Еганов. Но религия предала забвению все национальные обязанности далеких потомков армянских меликов. Хотя они отлично знают, что они армяне, но, подчиняясь мусульманской религии, настолько преданы понятиям толпы, что религию считают национальным признаком. Следовательно, ассимилируясь с татаро-магометянами, зачастую выступают против своих сородичей-армян. В 1904-1906 гг., во время армяно-татарских столкновений, один из этих Мелик-Аслановых, занимавший должность пристава в гаваре Зангезур, совершил неописуемые зверства против армян. Даже высшее образование не препятствовало этому и не помогло вспомнить о своем происхождении. Один из тех же Мелик-Аслановых, инженер по образованию, в 1918 г. был министром в мусаватистском правительстве Азербайджана, когда в Баку по приказу этого правительства было истреблено около тридцати тысяч армян».
Эти ссылки приведены с целью показать, как далеко может завести вероотступничество потомков армянских меликов.
Таким образом, в данном разделе мы составили и обобщили родословие Мелик-Еганянов, показали разделение данного рода на две ветви — христианских Мелик-Еганянов и исламизированных Мелик-Аслановых, а также передвижения этих ветвей.
(Печатается с сокращениями из книги Артака Магаляна
«Арцахские меликства и меликские дома в XVII- XIX вв.», Ереван, 2012)

2 ответа

  1. Анна Сергеевна Лазарева (Иванова)
    «Портрет А. С. Лазаревой работы неизвестного художника находится в Государственном музее изобразительного искусства им. А.С.Пушкина в Москве». Лазаревы в русском искусстве: Каталог выставки. – Ереван, 1986. — К сожалению, в виртуальных фондах мной не обнаружено… Будем искать.
    А.С. — это Иванова Анна Сергеевна — жена Екима Лазаревича. Не далее как вчера обнаружил интересный факт. Пётр Ягодовский в ствоей статье «Еще раз о происхождении дворян Ивановых» (См. «Вторые лазаревские чтения по истории армян России». М. 2006, С.273), ссылаясь на доклад А. Мелик — Шахназаряна, сделанный оным на первых лазаревских чтениях, пишет: «В этом докладе речь шла о письме, написанном Джумшудом Мелик — шахназаряном, сыном мелика Варанды Шахназара, императору Павлу I./ В этом письме Джумшуд писал, что проезжая через Астрахань, он, к своему удивлению, встретил там своих ближайших рожственников братьев семена и Авета Ивановых, внуков его дяди Мелика Иоганна, по имени которого они и зовутся Ивановыми. Из описания семьи Ивановых, приведенных в этом письме, становится ясно, что эти ивановы — братья Анны Сергеевны, урожденной ивановой, жены Иоакима Лазаревича Лазарева, основателя лазаревского иститута».http://family-lazarev.livejournal.com/3067.html Как они прмходятся Мелику Егану? Внуками через кого? Кто подскажет? Они мои пра…пращуры )))!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *