nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

«Маленькой армянской республикой» называли в XIX — начале XX века Нахичевань. Называли так потому, что Екатерина Великая даровала донским армянам немало льгот. Когда армяне обосновались на Дону после тяжелого переселения из Крыма, им разрешили торговать там, где им захочется. С армян не брали налогов, не призывали в армию, если только они сами не пожелают служить, им разрешали заниматься ремеслами. Нахичевани было подарено большое количество земли.
Левый берег Дона, Зеленый остров, земли нынешнего Сельмаша и Северного жилого района (возле монастыря Сурб Хача) принадлежали Нахичевани-на-Дону. Более того, армяне были свободными гражданами в крепостной России. Для сравнения приведу такой факт. Рядовые солдаты крепости Димитрия Ростовского были крепостными крестьянами. В Нахичевани существовал свой магистрат, который осуществлял руководство городом по своим законам, были свои полицейские. Нахичеванский магистрат просуществовал до 1870 года. После введения нового городового Положения при Александре II магистрат был упразднен. Появилась Нахичеванская Дума, которая просуществовала до самой Гражданской войны.
В 1840 году Ростов и Нахичевань посетила чета французских путешественников, Омер и Адель де Ксавье. Они оставили очень интересные путевые заметки: «Мы обошли все кварталы, и впечатление от них живо напоминало нам Константинополь. При виде женщин под вуалью, волочащих свои желтые туфли с неподражаемой грацией, этих восточных одежд, этих купцов, сидящих на корточках у своих конторок, этих базаров, наполненных изделиями Востока, –
мы положительно подумали, что перенеслись в торговые кварталы Стамбула: иллюзия была полная… Да, правда, армяне – космополиты в высшей мере, и не раз денежные интересы побуждают их к переселению, они приспосабливаются ко всякому климату и ко всякому правительству. Трудолюбивые, смышленые и экономные, они везде найдут себе средства к существованию, и где лишь они поселились прочно, там с их появлением рождается торговля… Что касается до общественной своей жизни, то армяне Нахичевани таковы, как и всюду в других местах; они могут переменить одежду, но их характер, обычаи не подвергаются никакой перемене. Это дерево, ствол которого почти погиб, но оно распространяется побегами, природа которых не изменилась и которые лишь немного отличаются внешностью».
Крупный русский ученый, исследователь Новороссийского края (его еще считают первым историком Ростова-на-Дону) А. Скальковский писал: «Нахичевань представляет собой образец трудолюбивого, мирного, довольно богатого и даже мануфактурного народонаселения – столь редкого в нашем крае, почти исключительно земледельческом».
Но, как пишет В.В. Смирнов в книге «Нахичевань-на-Дону», подобная независимость Нахичевани сильно раздражала черносотенцев. Так, некий черносотенец Окша писал в газете «Новое время» в 1912 году: «От времен Екатерины II и Александра I, когда иностранцы и даже инородцы считались существами высшей породы и всячески снабжались привилегиями, сохранился в России остаток автономии города Нахичевани, этой маленькой армянской республики среди сплошного моря русского населения. Нахичевань России известна только по своему «университету», т.е. фабрике фальшивых ассигнаций, которая тут долгое время процветала».
В.В. Смирнов в книге
«Нахичевань-на-Дону» спустя сто лет полемизирует с черносотенцем Окшей. Смирнов, в частности, пишет, что Нахичевань действительно был «маленькой армянской республикой» в донской степи. И это здорово! Что же касается фальшивых ассигнаций.
В.В. Смирнов и на эти обвинений Окши дает ответ в своей книге «Нахичевань-на-Дону». Он пишет: «А насчет фальшивых денег господин Окша заблуждался – да, действительно, их изготавливали в Нахичевани, но занимались этим черным делом – русские. И я хочу, чтобы мой читатель понял все правильно. Я не занимаюсь апологетикой ни русского, ни армянского народа, я стараюсь писать историю, максимально приближенную к объективности. Всякое бывало в жизни разных народов. Я всегда подчеркиваю главное: дружба русского и армянского народов проверена веками, добрососедство двух городов –
Ростова и Нахичевани – испытано их добрым длительным мирным сосуществованием. Но словами «маленькая армянская республика» мне и хочется закончить этот географически-литературный экскурс в старую историю Нахичевани».
Мне же свое повествование хотелось бы закончить словами императрицы Екатерины Великой. И хочу я это сделать, чтобы читатели поняли, для чего и зачем императрица даровала донским армянам такие льготы. Екатерина Великая говорила: «Мир необходим для этой обширной империи. Мы нуждаемся в населении, а не в опустошениях. Заставьте кишеть народом наши обширные пустыни, если сможете…».
У Екатерины Великой получилось. Благодаря ее стараниям расцвела не только Нахичевань, но и вся Новороссия. Да и Ростов стал самым крупным и экономически мощным городом всего юга России во многом благодаря той политике, которую проводила императрица.
Георгий БАГДЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *